DSCN1788Ежедневно в столовой средней школы образуется до 5 кг пищевых отходов, а за учебный год — до 1-й тонны. Такие отходы школа должна утилизировать специальным способом, так как в ходе их разложения образуется метан и углекислый газ, что наносит вред окружающей среде. Для многих школ это больная тема. Особенно учитывая, что учреждения образования занимаются экологическим просвещением и воспитанием бережного отношения к окружающему миру. Поэтому на базе средней школы № 3 г. Пинска был создан проект «Отходы в доходы». О том, как получать выгоду от пищевых остатков, заинтересованности учеников и почему не все пункты школьной бизнес-инициативы удается реализовать, поговорили с директором учреждения образования Еленой ЛОБАЧЕВСКОЙ.

Проект «Отходы в доходы» подразумевает наличие вермифермы: черви перерабатывают измельченные овощные и фруктовые очистки, банановую кожуру из школьной столовой. В итоге появляется удобрение — биогумус. Средняя школа № 3 стала в своем роде первооткрывателем: вермикомпостирование и вермикультивирование не так широко известны и распространены.

DSCN1772

— Елена Николаевна, знаю, что проекту по созданию вермифермы несколько лет. С чего все начиналось, как пришла идея организовать школьную бизнес-инициативу?

— Одно из направлений в деятельности школы — это экологическое воспитание. У нас при входе в школу стоят специальные контейнеры для сбора батареек, бумаги, лампочек и других отходов. Мы проводим различные акции и уроки, посвященные этой проблеме, создаем специальные проекты, например «Экоокноогород, с нами лето круглый год». Так однажды и появилась идея работать с тем видом отходов, с которым школа сталкивается каждый день — пищевыми. Сначала думали завести садовых улиток. Но остановились на червях: они без шума и запаха поедают пищевые отходы и превращают их в удобрение. То же самое происходит в природе: компостные черви живут в верхнем слое почвы, поедают опавшую листву, травинки и другие отжившие части растений, превращая их в плодородный слой земли. Наши бабушки и дедушки создавали компостеры, куда выбрасывали пищевые остатки, а потом получившимся биогумусом удобряли огород. И теперь ученики могут наблюдать этот природный процесс, а учитывая, что дети живут в «городских джунглях», им это очень интересно. Они наблюдают, исследуют, ухаживают за вермифермой, буквально могут прикоснуться к природе.

Создавать свою вермиферму мы начали три года назад с сотрудничества с Институтом генетики и цитологии НАН Беларуси, который предоставил нам по 10 особей двух видов червей — «Белорусский пахарь» и «Европейский червь». За это время их количество увеличилось до 1000. Был период, когда часть червей погибла из-за переувлажнения почвы. Интересно, что в поголовье преобладает количество «белорусского пахаря»: они более стойкие к изменениям температуры и влажности грунта, хорошо размножаются. Для вермифермы нужны вермикомпостеры, их сделали дети под руководством педагога по предмету «Технический труд» из экологически чистого материала — дерева. Поместили червей в субстрат в ящиках, сверху положили слой фруктовых и овощных очисток. Так вермиферма заработала.

DSCN1776

— Расскажите о самом процессе ухода за червями и получении биогумуса, кто в нем принимает участие?

— В проекте изначально принимали участие учащиеся старших классов. Но позже было принято решение увеличить возрастной диапазон — теперь можно заниматься вермифермой с 4-го класса. И это не просто подготовка отходов, полив земли, но и исследовательская деятельность. Например, учащаяся Милана КАРАСЮК подготовила вместе с руководителем Ириной ДАЙНЕКО исследовательский проект «Органическое земледелие в быту как способ снижения выбросов парниковых газов на примере вермикомпостирования и вермикультивирования». Уход за вермифермой требует не так много времени: один-два раза в неделю необходимо подготовить пищевые отходы, накрошить и разложить в блоки с грунтом и червями; раз в три месяца просеять почву, чтобы отделить взрослых особей от коконов и собрать биогумус. Конечно, часть субстрата обязательно оставляем на вермиферме. Иногда нужно увлажнить почву, но черви не требуют постоянного нахождения человека рядом. Их можно смело оставить на неделю, а то и две-три. Главное — оставить им отходы для переработки.

— Елена Николаевна, сколько отходов перерабатывает школьная червеферма?

— Говорить о полной переработке пищевых отходов не приходится, потому что нужно большее поголовье червей. Сейчас их около 1000 особей. И черви не все едят. Им нельзя давать цитрусовые, остатки продуктов с белками животного происхождения (мяса, рыбы, молочных продуктов), лук, чеснок. Зато можно давать остатки фруктов и овощей, зелени, листву, кофейную гущу или чайную заварку. Да, часть отходов школа утилизирует способом, утвержденным законодательством. Но мы получаем органику, утилизируя некоторые пищевые остатки на вермиферме. Так, за три месяца в среднем получаем 100–150 кг биогумуса из 200 кг отходов, которые пригодны для переработки червями.

DSCN1780

Червей можно купить в рыболовном или заказать в специализированном интернет-магазине (старателей, калифорнийского червя или дендробенов), а также накопать на даче. Разместите компостер там, где удобно, например на кухне, чтобы сразу же отправлять в него пищевые отходы. Можно в коридоре, на полу в гардеробной, под столом или в шкафу под раковиной. В теплое время года компостер может стоять на балконе, но солнечные лучи не должны попадать на вермиферму. Обратите внимание: компостные черви любят темноту. Если пластик непрозрачный, компостер можно размещать в открытом пространстве, если прозрачный — в темном месте (в шкафу или кладовке). Добавлять пищевые отходы стоит 1–2 раза в неделю или по необходимости (только в том случае, если от ранее оставленной еды осталось меньше 2/3), слегка перемешивать с субстратом. Постепенно черви размножатся и переработают всю органику в компост.

— И как потом используете биогумус?

— Используем его по прямому назначению: удобряем почву для растений в классах и на пришкольных клумбах, часть биогумуса учителя берут для своих дач. Плюс удобрение используют школьники в своих исследованиях. А в прошлом году в школе появились грядки голубики, которые также требуют удобрения почвы.

— Бизнес-инициатива «Отходы в доходы» стала финалистом конкурса экологических стартапов Belarus Green Awards. Какие перспективы развития проекта?

— Мы всегда рады принять участие в различных конкурсах. Это отличная возможность не только победить и получить приз, но еще и поделиться своим опытом с другими участниками. К тому же наш проект, как финалист конкурса, получил денежный приз в размере 4000 рублей. Мы их потратим на приобретение специализированных верфмикомпостеров. И в будущем мы планируем реализовать главную составляющую проекта — получение доходов. Сейчас изучаем белорусское законодательство и правовое поле для того, чтобы в проекте дети могли трудиться не на волонтерской, а на платной основе. А для этого школьная бизнес-инициатива должна начать зарабатывать. Мы изучали вопрос: спрос на биогумус есть. Помимо этого, заинтересованы в сотрудничестве с нами рыбаки: им нужны черви для наживки. Например, 1 кг червей в магазине стоит в среднем 75 рублей. Рыбакам столько не нужно, максимум грамм 200 в баночке вместе с биогумусом. Наш проект для реализации в школе малозатратный: пищевые отходы есть, помещение есть, ученики-волонтеры есть. Дело за малым — понять, как реализовать бизнес-составляющую нашего проекта. И это отличная возможность для подрастающего поколения поучаствовать в экостартапе. Ведь в будущем они должны стать платежеспособными гражданами своей страны, приносить экономическую выгоду государству. Наш проект работает не просто ради проекта и очередной галочки. Мы хотим научить наших ребят быть предприимчивыми, активными, не бояться развиваться на малой родине, возможно, создать свой экобизнес. Мы будем развивать проект дальше, естественно, в правовых рамках.

DSCN1781

Черви будут размножаться, пока не достигнут стабильной популяции. Другими словами, не бойтесь перенаселения: они сами регулируют численность в зависимости от объема корма, площади и количества лотков. Раз в три месяца можно просеивать субстрат для отделения биогумуса и использования его по прямому назначению: для удобрения почвы комнатных цветов, на даче для огорода, теплиц, цветников или на клумбах у подъезда. Часть субстрата можно оставить или сделать заново. В любом случае процесс вермикомпостирования может быть непрерывным.

— Елена Николаевна, подводя итог, скажите, сложно ли создать червеферму своими руками для школы или, например, для дома?

— Конечно, создать червеферму не так просто. Для этого нужны специальные вермикомпостеры, чтобы можно было собирать и жидкий биогумус, и твердый. А учитывая, что в школах есть определенные требования СанПина, необходимо и специальное помещение. Однако наш трехлетний опыт по вермикомпостированию и вермикультивированию говорит о том, что создать червеферму можно! И дома в том числе.

Например, родители учащихся брали у нас немного червей, устраивали их в 8-литровом ведре с небольшим количеством земли. И за три зимних месяца подкармливали их образовывающимися дома пищевыми отходами. Так, семья из 4-х человек за зиму получила 24 кг, или три ведра, твердого биогумуса. Важно понимать, что переработка пищевых отходов в домашних условиях возможна, и для этого необязательно создавать вермиферму. Вермикомпостирование в домашних условиях — отличная альтернатива утилизации пищевых отходов.

Как создать вермиферму дома

Профессиональная червеферма строится по принципу многоэтажного дома. Для начала можно взять два контейнера, отлично подойдут пластиковые с крышкой. Лучше выбрать непрозрачные контейнеры, червям комфортно в темноте. В одном из них на дне и в боковых стенках шилом или тонкой острой спицей следует проделать отверстия — это нужно для воздухообмена и сбора жидкого биогумуса, особенно если планируете «скармливать» червям остатки кофе или чая.

DSCN1788

Не кладите в субстрат остатки мяса или рыбы, иначе у вермифермы появится неприятный запах. Черви не перерабатывают белки животного происхождения. Единственное, можно высушить и мелко покрошить яичную скорлупу.

Для комфортных условий проживания червей необходимо подготовить субстрат — он удерживает влагу и обеспечивает воздухообмен. Для этого на дно второго контейнера (который сверху) уложите сухую прелую листву, рваные газеты, салфетки, бумагу, яичные лотки или коробки. Субстрат должен занять 1/3 емкости. Перемешайте субстрат и увлажните его из опрыскивателя. Не забывайте делать это периодически.

После этого разместите червей и добавьте что-то сладкое, например фруктовые очистки и банановую кожуру: на сладких фруктах живет больше микроорганизмов, необходимых для создания комфортной среды. Обязательно закройте крышкой, чтобы мухи не залетели в вермикомпостер.

Марта УДОВИЧЕНКО

Фото автора

"Зеленый контейнер" №6, 2020

 
logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 203-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос юристу Портала

Если вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах «Вопросы и ответы» и «База знаний», вы можете задать вопрос юристу Портала, для этого:

  1. Пройдите регистрацию или войдите в Личный кабинет пользователя
  2. Напишите и отправьте через Личный кабинет ваш вопрос
  3. Подпишитесь на одно из наших изданий через ЕРИП:
    на 1 номер журнала «Зеленый контейнер» в печатной версии
    на 3 номера журнала «Зеленый контейнер» в электронной версии
    на 1 номер журнала «Живи Как Хозяин» в печатной версии
  4. Сразу же после получения оплаты за подписку ваш вопрос будет отправлен в работу!

Подробнее о сервисе