File417С конца июня действует новая редакция Закона «Об охране труда» (далее — Закон). Поговорили с главным специалистом по охране труда ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Светланой БОРТНЕВСКОЙ о тех изменениях, на которые специалистам ЖКХ следует обратить внимание.

Новые действующие нормы приведены в соответствие с действующим законодательством и скорректированы с учетом правоприменительной практики. Конечно, корректировки были внесены также в некоторые другие законодательные документы, о которых тоже расскажем.

— Светлана Анатольевна, на что стоит обратить внимание специалистам в области охраны труда?

— Начать изучение изменений в Законе следует с ознакомления с новыми терминами и их определениями. Это «наряд-допуск на проведение работ с повышенной опасностью», «правила по охране труда», «работы с повышенной опасностью и система управления охраной труда». Были уточнены наименования и определения терминов «типовая инструкция по охране труда», «работающие», «средство коллективной защиты». Стоит забыть и исключенные понятия, такие как «межотраслевые правила по охране труда» и «отраслевые правила по охране труда».

Следующий шаг — изучить статьи 25–28, 34–36, изложенные в новой редакции. Они расширены и требуют дополнительного внимания. Например, теперь дополнительные специальные перерывы предоставляются для отдыха и обогрева в холодный период года, а ранее было «зимой».

Помимо назначения должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда, Закон требует назначать должностных лиц, ответственных за осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в структурных подразделениях организации, а также при выполнении отдельных видов работ.

Местные исполнительные и распорядительные органы будут создавать службу охраны труда или вводить в штат должность специалиста по охране труда в пределах установленной численности работников. Должности специалистов по охране труда в организациях сферы производства вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях сферы услуг — свыше 200 человек. Сама служба охраны труда наделена новой функцией: вместо контроля за соблюдением законодательства об охране труда она будет осуществлять «контроль за соблюдением работающими требований по охране труда».

Профсоюзы получили право осуществлять различные виды проверок, в том числе и мониторинги (ст. 42). Ранее было предусмотрено, что при отсутствии профсоюзов в организации общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда из числа работников предприятия. В новой версии Закона этой возможности нет.

— Светлана Анатольевна, расскажите о новшествах в организации и проведении обязательных медосмотров.

— Медосмотры работающих регулируются постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 июля 2019 г. № 74 «О проведении обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих». Им утверждена Инструкция о порядке проведения предварительных (при поступлении на работу) обязательных медицинских осмотров и периодических (в течение трудовой деятельности) обязательных медицинских осмотров работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе, а также внеочередных медицинских осмотров работающих при ухудшении состояния их здоровья.

Инструкция устанавливает, что при проведении медосмотров могут быть приняты во внимание результаты ранее проведенных диспансерных осмотров, осмотров врачей-специалистов и врачей общей практики, лабораторных, инструментальных и иных исследований, проведенных в течение шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором проводится медосмотр.

Документом сокращен перечень медицинских противопоказаний к выполнению работ в определенных условиях, в результате чего значительно расширена возможность работы граждан, страдающих отдельными заболеваниями, являвшимися ранее медицинскими противопоказаниями к выполнению работ. Например, предусмотрена возможность допуска к работам на высоте, на механическом оборудовании при ряде заболеваний и состояний, таких как обморок, судорожный приступ, инфаркт миокарда и других. Лица, у которых снижен слух, в том числе инвалиды по слуху, также могут быть допущены к выполнению отдельных видов работ на высоте, механическом оборудовании, работе на погрузчике. Ранее снижение слуха являлось абсолютным противопоказанием к выполнению этих видов работ.

— Новая версия Закона отменяет проведение паспортизации санитарно-технического состояния условий труда. С чем это связано?

— В организациях в настоящее время в соответствии с законодательством осуществляется паспортизация санитарно-технического состояния условий труда, аттестация рабочих мест, комплексная гигиеническая оценка по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Проведение в организации всех указанных мероприятий неизбежно ведет к дублированию и множественности составляемых планов по решению одних и тех же задач, а также к увеличению расходов денежных средств на охрану труда. Статья 17 Закона об охране труда исключает обязанность нанимателя обеспечивать паспортизацию санитарно-технического состояния условий труда.

— Светлана Анатольевна, как изменилось проведение аттестации рабочих мест, гигиенической классификации условий труда?

— В инструкцию по оценке условий труда при аттестации рабочих мест, утвержденную постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 22.02.2008 № 35 внесены некоторые изменения (далее — Инструкция).

Установлено, что для оценки вредных и (или) опасных факторов производственной среды используются их фактические величины, измеренные и (или) рассчитанные и приведенные ко времени смены без учета неопределенности измерений, указанной в протоколе. При составлении фотографии нельзя будет учитывать воздействие на работника иного оборудования, кроме применяемого на его рабочем месте.

Фотографии рабочего времени выполняются нанимателем с учетом технологического процесса, применяемого на конкретном рабочем месте оборудования, сырья и материалов и оформляются по форме согласно Инструкции. Допустим, если в цеху работает кузнечный молот, а слесарь по ремонту оборудования чинит неработающий станок, то шум учитываться не будет, так как в тот момент станок не производит шум. При оценке условий труда по шуму, вибрации, инфразвуку и ультразвуку полученные величины должны округляться до целых чисел. Раньше можно было указать уровень шума 79,9 дБА, и превышения бы не было. Сейчас такое невозможно.

Появилось понятие физической рабочей позы — невозможность изменения положения различных частей тела относительно туловища.

При оформлении протоколов количественных измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса, удостоверяются подписями проводивших аттестацию специалистов, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда.

Внесены изменения в Протоколы и Карту фотографии рабочего времени, форму Плана мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями, форму Перечня рабочих мест по профессиям рабочих и должностям служащих, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на доплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях. Но план мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда остался обязательным.

— Изменения появились и в ряде других законодательных актов. Все перечислить не получится, но выделите, пожалуйста, основные.

— Изменения утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2020 № 306 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — Постановление № 306) и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2020 № 30 «Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Постановление № 30).

Постановлением № 306 внесены изменения в:

Положение о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь;

Положение об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь;

Положения о республиканской комиссии для проверки знаний руководителей и членов комиссий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по вопросам охраны труда;

Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Постановлением № 30 внесены следующие изменения: ранее несчастные случаи, которые произошли при обстоятельствах, когда единственной причиной повреждения здоровья, смерти потерпевшего явилось его нахождение в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, подтвержденном документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения оформлялись актом НП (п.24.3 Правил), если в результате расследования не будут выявлены организационные, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические и иные причины, а также воздействовавшие на потерпевшего в момент несчастного случая вредные производственные факторы, приведшие к ухудшению здоровья потерпевшего. Теперь такого условия нет. Любое нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного и наркотического опьянения оформляется актом НП без дополнительных условий.

В то же время несчастный случай, обусловленный исключительно заболеванием потерпевшего, имевшимся у него до повреждения здоровья, смерти, подтвержденным документом, выданным организацией здравоохранения или иной компетентной организацией (органом), уполномоченной в соответствии с законодательством на выдачу заключений о наличии заболевания у потерпевшего либо о причинах его смерти (п. 24.4 Правил), будет оформлен актом НП, если в результате расследования не будут выявлены организационные, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические и иные причины, а также воздействовавшие на потерпевшего в момент несчастного случая вредные производственные факторы, приведшие к ухудшению здоровья потерпевшего.

Отказ нанимателя расследовать несчастный случай, несогласие потерпевшего или страховщика с содержанием акта будут рассматриваться Департаментом государственной инспекции труда или в суде. Обжаловать заключение государственного инспектора труда о несчастном случае на производстве можно в течение трех месяцев (раньше был год), по истечении этого срока — только в суде.

— Светлана Анатольевна, какие нововведения есть в организации обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2013 № 175?

— Форма журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда претерпела изменения. Количество граф не изменилось, но писать полностью ФИО (графы 3 и 6 — прим. ред.) не требуется — можно указывать только фамилию и инициалы. Также изменилась форма регистрации инструктажа, удалена графа 13 — теперь допуск к самостоятельной работе оформляется только приказом.

Что касается вводного инструктажа, то его провести может уполномоченное лицо нанимателя, если структурное подразделение находится далеко. Ранее это мог делать только инженер по охране труда или руководитель структурного подразделения. Первичный инструктаж можно проводить в любой день до начала самостоятельной работы. При этом его не нужно проводить при переводе работника на другой объект или при временном переводе к другому нанимателю.

Вернулось давно отмененное правило: если производственное обучение работника (во время присвоения профессии или повышении разряда) проводилось в организации, в которой трудится работник, и на оборудовании, на котором будет впоследствии работать, то стажировку можно не проводить.

Следует обратить внимание, что у проверок появились свои названия: первичная, периодическая, внеочередная. О дате и месте проведения первичной и периодической проверок нужно уведомить работников не позднее чем за 15 календарных дней. Дата очередной периодической проверки устанавливается в зависимости от того, когда прошла первичная или предыдущая периодическая проверка, и не зависит от внеплановой.

— Что могут еще предпринять инспекторы по охране труда и сотрудники с возложенными на них функциями по обеспечению безопасных условий работы на предприятиях, кроме основательного изучения изменений и требований законодательства в сфере охраны труда?

— Я рекомендую проводить в рамках «Дней» и «Недель охраны труда» различные обучающие семинары, круглые столы по охране труда, пожарной, (промышленной) безопасности; разрабатывать меры, направленные на профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний; стимулировать повышение ответственности за собственное здоровье и личную безопасность, а также безопасность окружающих и др. Ведь если каждый трудящийся на коммунальном предприятии будет четко соблюдать все требования по технике безопасности, это поможет избежать несчастных случаев.

Марта УДОВИЧЕНКО

Фото автора

Журнал "Живи Как Хозяин", №11, 2020

 
logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 203-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос юристу Портала

Если вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах «Вопросы и ответы» и «База знаний», вы можете задать вопрос юристу Портала, для этого:

  1. Пройдите регистрацию или войдите в Личный кабинет пользователя
  2. Напишите и отправьте через Личный кабинет ваш вопрос
  3. Подпишитесь на одно из наших изданий через ЕРИП:
    на 1 номер журнала «Зеленый контейнер» в печатной версии
    на 3 номера журнала «Зеленый контейнер» в электронной версии
    на 1 номер журнала «Живи Как Хозяин» в печатной версии
  4. Сразу же после получения оплаты за подписку ваш вопрос будет отправлен в работу!

Подробнее о сервисе