Беларусь в 2016 году стала 30-й страной, подписавшей Парижское соглашение об изменении климата и принявшей обязательства по сокращению выбросов парниковых газов. Об этом напомнил заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Игорь ПЕТРИШЕНКО на III Итало-Белорусском форуме, посвященном зеленой экономике и деловому сотрудничеству.
К следующему году в Беларуси подготовят Национальную стратегию устойчивого развития до 2035 года, где четко будут определены приоритеты и направления масштабных преобразований в экономической, социальной и экологической сферах жизни. Принятые меры позволят обеспечить прогресс в формировании зеленой экономики, основу которой составляет ресурсосбережение за счет создания экологичных производств, зеленых рабочих мест и максимального использования вторичного сырья.
— Принципы зеленой экономики для нас относительно новые, но с учетом национальных особенностей и глобальных вызовов государство определяет данное направление как стратегический приоритет. Важнейшим среднесрочным документом в этой сфере является Национальный план действий по развитию зеленой экономики. Беларусь стала второй страной в СНГ после Казахстана, которая приняла такой документ на высоком уровне, — отметил вице-премьер.
Согласно Национальному плану действий предполагается развитие электротранспорта, реализация концепции «умный город», энергоэффективное строительство, снижение энергоемкости ВВП, использование возобновляемых источников энергии, производство органической продукции, развитие экологического туризма и др. В частности, в республике активно реализуются зеленые проекты по использованию биоресурсов. Так, в Бресте древесные отходы перерабатываются в биотопливо, в Борисове из вторичных ресурсов производится офисная бумага, а в Житковичах — высокоэффективные органические удобрения. В Гродно построен завод по сортировке ТКО, работа которого позволила увеличить использование вторсырья до 40% (ранее этот показатель был равен 20%).
Развивается сеть электрозаправок. В Беларуси в настоящее время их 125, в том числе 66 станций быстрой зарядки. Также в стране стали чаще использоваться электробусы и электропоезда. Например, в Минске электрифицировано 38,8% от общего количества пассажирского наземного транспорта. В этом году закуплено 50 электробусов, строятся троллейбусные линии в новых микрорайонах города и третья линия минского метро.
Игорь ПЕТРИШЕНКО подчеркнул, что Беларусь заинтересована во внедрении зеленых технологий, и в этом вопросе перспективно сотрудничество с итальянскими деловыми кругами. Не обладая значительными природными ресурсами, Италия является наиболее развитой страной в Южно-Европейском регионе и одновременно занимает третье место в мире по реализации концепции зеленой экономики. Не менее четверти итальянских производителей сегодня инвестируют средства в технологии и комплексы, позволяющие сократить потребление ресурсов и обеспечить рост добавленной стоимости. Итальянский опыт интересен еще и тем, что там максимально проработаны одновременно экологические и индустриальные решения. В настоящее время в Беларуси успешно развиваются 60 компаний с использованием итальянского капитала.
Что предлагают итальянские коллеги?
Президент Итальянской ассоциации железнодорожных и интермодальных операторов Assoferr Ирене ПИВЕТТИ рассказала о проекте «Возможность создания логистического хаба в итальянском промышленном округе в СЭЗ «Брест». По словам докладчика, последние исследования показывают, что железная дорога в 20 раз меньше загрязняет окружающую среду. Assoferr планирует создать новое железнодорожное направление через Брест, которое позволит на несколько дней сократить доставку грузов.
— Мы могли бы сделать логистический хаб на территории Европы, который соединит Европейский союз и Евразийское экономическое сообщество. Планируется усилить линию из Бреста в Италию, до Триеста, и таким образом сэкономить несколько дней при доставке грузов. Это увеличит стратегический потенциал железнодорожного транспорта, усилит южные рынки. Кроме того, мы снизим тот вред, который наносится природе, — заявила Ирене ПИВЕТТЕ.
Член правления SOCRAM Meccanica Джакомо НОВЕЛЛА в свою очередь представил проект «Запатентованная технология TWR для отбора и переработки гражданских и промышленных отходов».
Итало-Белорусский форум по зеленой экономике проходит в третий раз при поддержке посольства Италии в Беларуси, Агентства по продвижению за рубежом и интернационализации итальянских компаний (ИЧЕ), Белорусской торгово-промышленной палаты и ассоциации Confindustria Belarus. В нем приняли участие представители государственных органов и более 150 компаний Беларуси и Италии.
Марта УДОВИЧЕНКО
Фото автора
Портал коммунальной грамотности