Сердце белорусского Поозерья

Сердце белорусского Поозерья

Официально Поставы ведут свою летопись с XV века. Однако археологи предполагают, что начало северному району Беларуси было положено в конце III – начале II веков до н. э., еще в эпоху позднего неолита и раннего бронзового века.

Рекомендую знакомство с городом начать с его исторической части — центральной площади, которую в новейшее время стали именовать площадью им. Ленина, а ранее — Рыночной. Она, по мнению местных экскурсоводов, — пример первого в Беларуси ансамблевого строительства, осуществленного одним архитектором по единому плану, и одно из немногих мест в нашей стране, где сохранилась застройка 18 века. Строительными работами здесь руководил приглашенный из Италии зодчий Джузеппе де САККО. А идею создания «маленькой Голландии» тогдашний владелец местечка Антоний ТИЗЕНГАУЗ позаимствовал в Амстердаме, частым гостем которого он был. Таким образом, в середине 18 века центр Постав за сравнительно короткое время преобразился: это уже не хаотичная застройка из деревянных домишек, а целый упорядоченный ансамбль из каменных сооружений в стиле барокко, который включал здания для мануфактурных контор, аптеку, постоялый двор, большую группу жилых домов для ремесленников, крытый рынок и гостиницу. До наших дней уцелела третья часть прежнего комплекса площади — восемь построек, из них пять — дома ремесленников, здание для заезда, лечебница и школа.

870 653 fixedwidth retina

870 653 fixedwidth 1

Граф Антоний ТИЗЕНГАУЗ был подскарбием (казначеем) Великого княжества Литовского, другом детства последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа ПОНЯТОВСКОГО. Антоний также был лично знаком с известным философом и писателем эпохи Просвещения Жан-Жаком РУССО, даже предлагал тому переехать жить в Гродно и обещал подарить часть беловежских лесов.

В ансамбль бывшей Рыночной площади органично вписывается каменное пятиглавое здание церкви св. Николая. Правда, его относят к русско-византийскому стилю, но их смешение здесь как раз не противоречит друг другу, а взаимодополняет. История церкви заслуживает отдельного внимания. В документах она впервые упоминается в инвентаре усадьбы Поставы за 1628 год. В 1815 году деревянная церковь сгорела от случайной ракеты, запущенной учениками расположенной рядом школы. Здание вновь возведенной временной обители также погибло в пожаре 1886 года. После того, как было построено новое каменное здание (в 1894 году), внезапно в огне исчезли и небольшие еврейские лавки, располагавшиеся прямо у входа в храм. Ходили слухи, что здесь не обошлось без умышленного поджога. Тем не менее сегодня церковь св. Николая является одной из архитектурных доминант исторического центра города.

Паставы. Царква

Стоит побывать и на бывшей водяной мельнице. Это двухэтажное каменное здание XIX века, расположенное в центре Постав, считается образцом классицизма. В свое время, по свидетельству летописцев, она была оснащена по последнему слову техники. Сегодня ее не используют по прямому назначению. В строении работает центр ремесел «Стары млын». Здесь можно купить сувениры. Кроме того, мастера готовы научить всех желающих плести лапти или делать керамику.

870 653 fixedwidth

Следующей остановкой, бесспорно, должен быть костел св. Антония Падуанского. Он считается одним из лучших образцов неоготического стиля в Беларуси. Высота его башни-шпиля — 43 метра. К слову, костел возвели за четыре года (1898–1904). Судьба культового сооружения наполнена трагическими моментами. Например, во время Первой мировой войны линия фронта проходила всего в четырех километрах от города. Храм был самым высоким зданием в округе, поэтому неудивительно, что использовали его в качестве ориентира для артиллерии. Снаряды повредили стены, крышу, перекрытия, окна, двери. Из-за проходивших рядом боев были уничтожены орган и главный алтарь. И все же он устоял, как и во время Второй мировой войны, после окончания которой костел был закрыт и использовался местной властью сначала в качестве склада, а затем промышленного предприятия. В послевоенное время стену проломили и сделали заезд для грузовиков. Как следует из местных легенд, водители все же предпочитали парковаться снаружи и весь груз в мешках на спине переносили вручную. Согласно второй легенде, крановщик, снявший крест, через три дня сорвался со стрелы и разбился насмерть. Здание только в 1988 году вернули верующим. Сегодня костел св. Антония Падуанского считается одной из туристических жемчужин Беларуси.

DSC 0225

Дворец Тизенгаузов также претендует на звание одной из главных достопримечательностей Постав. Местные жители говорят, без Антония ТИЗЕНГАУЗА, гения своего времени, город сегодня не был бы городом с богатой историей и узнаваемым обликом. В 1769 году в Гродно он основал театр, а позже театральную школу. Спустя некоторое время перевез ее в Поставы. Школе не было равных во всей Речи Посполитой. Самые лучшие преподаватели обучали здесь крестьянских детей балету. К слову, именно из поставской труппы вырос Польский национальный балет. Дворец, который отстроил Антоний, находится в хорошем состоянии, его внешний облик фактически не изменился с момента постройки. Пожалуй, только появился бронзовый памятник Константину ТИЗЕНГАУЗУ (внучатый племянник), которому довелось достраивать родовое имение. Среди туристов есть поверье: если потереть руку статуе, обязательно придут удача и финансовое благополучие. Судя по отполированной до блеска ладони Константина, примета работает.

DSC 0315

В здании кон. 18 – нач. 19 веков в настоящее время размещается районная больница. Дворец построен в стиле ампир с элементами классицизма. Строение получилось настолько особенным и необычным, что его в свое время посетил российский император Николай II. По свидетельству дошедших документов, в доме побывало большое количество известных людей. Комнат хватало и для жильцов, и для прислуги, и для многочисленных гостей. Для них отводились самые роскошные апартаменты. А сами хозяева предпочитали занимать довольно скромные и небольшие по размеру комнаты.

DSC 0316

В сохранившихся до наших дней воспоминаниях племянницы Константина, Габриелы ПУЗЫНЫ из рода ГЮНТЕРОВ, описано внутреннее убранство дворца: «От подъезда, украшенного колоннадой, путь вел в вымощенный мрамором холл. Там справа располагался зоологический музей, слева — картинная галерея. Сразу за музейной дверью на посетителей смотрели совы, которых хозяин «сам лишил жизни в полесских лесах, дабы обессмертить их для науки». Затем следовали колибри, названные «летающими цветами». Дядя лично привез их из–за границы, где иные скупают драгоценные камни, и в эти неподвижные крылышки вдохнул жизнь и красоту, дабы они ожили, готовые отлететь в свою прекрасную отчизну. Следом виднелись орлы, куницы и белки, пятицветный попугайчик».

К слову, все это орнитологическое богатство, по утверждению родственницы, ТИЗЕНГАУЗЫ передали в Виленский музей. Его дальнейшая судьба неизвестна. Сам же Константин был признанным орнитологом, автором популярных книг по орнитологии, переведенных на различные европейские языки, разработчиком системы классификации птиц (ее, кстати, используют до сих пор). В организованном им орнитологическом музее было собрано несколько тысяч экспонатов. Музей служил базой для биологического факультета Виленского университета.

В те времена в Поставском дворце были созданы отличная картинная галерея, библиотека и орнитологический музей. Сегодня картины из галереи дворца можно найти в Эрмитаже, музеях Варшавы и Киева.

Габриэля в своих мемуарах называет картины, находившиеся в то время во дворце: «Старый Яков с прижавшимся к его коленям Бенжаминком, прячущим лицо при виде окровавленной одежды Иосифа, кисти Доминикина; княжна де Блуа, набросившая синюю драпировку на белое атласное платье, кисти Магнара; пышущие жизнью сюжеты Паоло Веронезе; первый замысел «Снятия с креста» Рубенса, набросанный почти только одной серой краской, однако перед ним бледнеют иные иконы; коронованный тернистым венком Иисус Христос Леонардо да Винчи».

В подвальном помещении дворца сегодня действует музей родового имения ТИЗЕНГАУЗОВ, а также экспозиция, посвященная Первой мировой войне. Экспонаты музея уникальны, т. к. собраны в окрестностях Постав.

DSC 0296

DSC 0311DSC 0308Представьте себе, что линия фронта проходила как раз через город, в одной части которого квартировали немцы, в другой — войска русской армии. Каждое лето под Поставами ученые со студентами ведут раскопки, и каждый раз — новые находки. Так что для тех, кто интересуется темой Первой мировой, здесь просто рай.

А еще Поставы очень любили русские офицеры. В кон. XIX – нач.  XX веков в городке работал филиал (полевое отделение) Санкт-Петербургской Кавалерийской Школы. Для ее нужд в местечке был построен так называемый Николаевский охотничий замок, были оборудованы трасса для скачек, конкурное поле и теннисный корт. В музее хранится историческое видео, в котором рассказывается о буднях Николаевского. Есть свидетельства о том, что на охоту сюда дважды приезжал дядя последнего российского императора Николая II великий князь Николай Николаевич. На парфорсной охоте (на лис) побывал офицер лейб-гвардии из Петербурга Карл-Густав Маннергейм, будущий главнокомандующий финской армией в советско-финской войне, Маршал Финляндии. К сожалению, история само здание не сохранила, но остался макет замка. Поставский филиал просуществовал с 1899 по 1914 год.

DSC 0305

Напоследок. На заметку любознательным туристам и тем, кто интересуется историей и культурой своей страны. Если вы планируете поездку в Поставы, не ограничивайтесь только осмотром достопримечательностей райцентра. Поставщина — уникальный уголок нашей страны, где исключительно насыщенное событиями прошлое напоминает о себе, куда бы вы ни заглянули. К тому же район славится своими чистыми озерами, грибными и ягодными лесами, привлекательными деревнями. Одним словом, Поставы и Поставский район — достойное место для полезной и приятной поездки.

Фото С.Плыткевича

Ирина МАРУСИНА

Фото автора и planetabelarus.by, tourister.ru

zkh_400H70

gerb

logo_footer

pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат"

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502

Размещение рекламы:

+375 (17) 360-13-31

Email: gkhmag@yandex.by

logo gkx rblogo footer1pravopravopravo