fotoВ последнее время жильцам активно предлагается весь спектр услуг по обслуживанию пластиковых окон, замене проводки, фильтров и т. д. Многие почему-то посчитали столь настойчивое навязывание подобных услуг действиями неправомерного характера. Особенно эмоциональные эпитеты в адрес коммунальных помощников оставляли те, кто на услугу согласился, но ожидаемого результата не получил. Тем временем из услуги по капремонту дома замена окон, проводки и многое другое давным-давно исключены, хотя, безусловно, все требует ремонта. Поэтому на рынок ЖКХ неспешными, но твердыми шагами приходит частник. Хорошо это или плохо? Разберемся.

Как известно из теории экономики, спрос рождает предложение. Но касается ли это сферы жилищно-коммунального хозяйства? Безусловно, она огромна, и обобщать было бы неправильно. Одно дело — область строительства жилья, совсем другое — его эксплуатация. Так уж устроен человек: к доктору не пойдет, пока не заболит, не отремонтирует, пока не сломается. В общем, пока жареный петух не клюнет, беззаботный житель многоэтажки вряд ли задумается о необходимости, например, прочистки стояка, замене проводки, чистке оконной гарнитуры. А житель Беларуси, привыкший к государству-опекуну, и подавно. Какой уж тут спрос? Здесь нашему потребителю прямо на стол нужно ставить блюдечко с золотой каемочкой, на котором будет вкусное и горячее блюдо под названием «Жилищно-коммунальная услуга».

И не успело это «кафе» открыться, как появились разные «повара». Но самое главное для потребителя этих услуг — сделать правильный выбор. Чтобы не отравиться.

Великие манипуляторы

Все мы люди взрослые и адекватные. Умеем считать деньги и правильно распоряжаться ими. Умеем анализировать, сравнивать, соглашаться и возражать. Если к вам в квартиру пришел установщик фильтров для воды, предоставив документы, взяв замеры и обосновав необходимость установки именно в вашей квартире фильтра, а вы, согласившись, оплатили услугу, могут ли быть какие-то к кому-то претензии? Видимо, лишь к самому себе из-за недостатка знаний в области химии или банального нежелания проверить воду в организации, прямым образом на то уполномоченную и не ставящую целью что-либо вам продать. Но в последнее время предложений стало так много, а определения «мастер», «технический осмотр», «техническое обслуживание», «угроза залития» стали использоваться так часто, что потребитель просто теряется: услуга обязательна или это лишь предложение, рекомендация?

Безответственная ответственность

Одно из последних предложений подобного рода, попавшееся нам на глаза, касалось замены проводки. Частный предприниматель предлагал заменить жителям за их счет и по их согласию электрическую проводку, при этом в начале объявления были даны ссылки на законодательные акты, регламентирующие ответственность граждан в случае возникновения пожаров, приводилась статистика этих самых пожаров за последний год, а в конце настоятельно предлагалось неисправную проводку заменить в связи с тем, что именно она зачастую является носителем потенциальной пожарной опасности. Реквизиты и данные также были указаны.

Назвать подобные предложения неправомерными невозможно, — говорит начальник управления по работе с обращениями граждан и СМИ Министерства жилищно-коммунального хозяйства Геннадий АКСТИЛОВИЧ. — В данном случае эта услуга по надлежащему содержанию жилья прописана в Жилищном кодексе. Такие услуги должны быть на рынке, особенно сегодня, когда ЖЭСы сокращают количество платных бытовых услуг. Но плохо, если подобные услуги навязываются. И совсем недопустимо, когда частник, манипулируя терминами, представляясь сотрудником ЖЭС или других жилищно-коммунальных предприятий, требует допуска в квартиру без предоставления соответствующих документов и настаивает на необходимости проведения каких-либо работ. Однако следует понимать, что внутриквартирная площадь — это собственность жильцов и зона их полной ответственности. Именно они вправе выбирать организацию, которая будет оказывать им услугу. Это может быть ЖЭС, а может быть частная структура. Более того, ЖЭС сегодня по большому счету занимается только коробкой здания — сети, кровля и т. д. Конечно, он оказывает дополнительные платные бытовые услуги, но для него гораздо важнее, например, чтобы в вашей квартире была вода, а о работе крана должен заботиться прежде всего сам потребитель.

Если вы столкнулись с предложениями каких-либо услуг, касающихся работ внутри вашей квартиры, вспомните нашу памятку:

1

И напоследок призовем. Не поддавайтесь эмоциям, проверяйте сведения. Не забывайте, что только вы принимаете решения о необходимости проведения ремонтных работ в вашей квартире и только вы несете ответственность за происходящее в ней. Будьте бдительны, чтобы не получилось, как у Пушкина: «обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад».

Анна ДЬЯКОВА, журнал «Живи Как Хозяин»

 
logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 360-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос юристу Портала

Если вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах «Вопросы и ответы» и «База знаний», вы можете задать вопрос юристу Портала, для этого:

  1. Пройдите регистрацию или войдите в Личный кабинет пользователя
  2. Напишите и отправьте через Личный кабинет ваш вопрос
  3. Подпишитесь на одно из наших изданий через ЕРИП:
    на 1 номер журнала «Зеленый контейнер» в печатной версии
    на 3 номера журнала «Зеленый контейнер» в электронной версии
    на 1 номер журнала «Живи Как Хозяин» в печатной версии
  4. Сразу же после получения оплаты за подписку ваш вопрос будет отправлен в работу!

Подробнее о сервисе