Жилищно-коммунальные услуги, как и иные товары и услуги, должны соответствовать определенному качеству.
Добросовестный потребитель, получая очередную «жировку», привык исправно платить по счетам, и даже в случае недовольства качеством обслуживания сдерживать свои эмоции. Чувства чаще выплескиваются в обращениях и претензиях: холодно или слишком жарко в квартире, качество воды оставляет желать лучшего, не всегда убрано в подъезде и т. д.
Правительством принято решение, которым ужесточена ответственность за качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Работники организаций ЖКХ, обеспечивающих предоставление жилищно-коммунальных услуг, должны понимать, что несоответствие качества таких услуг установленным требованиям, нормативам и параметрам скажется в том числе и на уровне их заработной платы.
Переход отношений в экономическую плоскость позволит воспитать чувство собственника у потребителей и повысить чувство ответственности у поставщиков жилищно-коммунальных услуг.
С этой целью в Беларуси поменялся порядок перерасчета платы за некачественно оказанные жилищно-коммунальные услуги, а также за услуги, предоставленные с грубыми недостатками или не предоставленные вовсе. Соответствующие изменения в постановление Совета Министров от 27 января 2009 г. № 99 внесены правительством 28 февраля 2019 г. № 133.
Новый документ определил «правила игры» и для поставщиков услуг, и для потребителей. Он должен «подтолкнуть» организации к улучшению качества предоставляемых услуг.
Потребителю, чтобы грамотно и эффективно отстаивать свои права, стоит внимательнее изучить новый документ.
Итак, что меняется?
Водоснабжение
Раньше можно было потребовать перерасчет в размере 10 процентов от стоимости воды, если она не соответствовала санитарным нормам, например в ней завышены показатели железа. В денежном выражении это выливалось в несущественные суммы — в среднем семья из трех человек, проживающая в двухкомнатной квартире, могла вернуть чуть больше рубля, поэтому потребителю просто не хотелось возиться со сбором документов. Сейчас размер перерасчета будет поэтапно увеличиваться до 30 процентов (см. инфографику), и в этом случае речь идет уже о куда более внушительных суммах.
Стратегия плавного увеличения оставляет для водоканалов возможность модернизировать производство (построить станции обезжелезивания, поменять оборудование на скважинах, реконструировать очистные сооружения и др.). Тем предприятиям, которые не захотят воспользоваться предоставленным временем для усовершенствования своей деятельности, придется в буквальном смысле расплачиваться рублем за свою нерасторопность.
Положение вводит возможность пересчитать стоимость воды в случае предоставления услуги с перерывами. То есть, если в течение месяца воду будут отключать более двух раз на время, превышающее установленное техническими нормативными правовыми актами (допустимое расчетное время ликвидации аварий может варьироваться от 8 до 24 часов в зависимости от системы водоснабжения), можно обратиться в организацию с требованием уменьшить на 10% плату, начисленную за весь месяц.
Отопление
В новой редакции Положения сохранилась старая норма, позволяющая уменьшить плату за тепло, если в квартире холодно — температура воздуха больше суток держится ниже +18°С. После необходимых процедур с замерами температуры специалистами ЖКХ размер платы рассчитывается (уменьшается) с учетом недопоставленного тепла.
Однако самым спорным вопросом всегда была проблема так называемых перетопов. В некоторых квартирах приходится сутками держать форточки открытыми. А поставщика тепла такая ситуация вполне устраивала, ведь приборы учета на входе в жилой дом не делят гигакалории на нужные и лишние. Документ вводит норму, при которой перетопы станут головной болью не потребителя, а исполнителя услуги. Сейчас предусматривается перерасчет платы за отопление при температуре воздуха в жилом помещении выше +24 °С более суток. То есть, каким бы ни был перегрев, потребитель будет платить по счетчику только за тепло, поддерживающее температуру до +24 °С. Все остальное — за счет организации.
Техническое обслуживание
Стоит внимательно ознакомиться с перечнем работ по техническому обслуживанию жилого дома, поскольку новый документ изменил механизм перерасчета и за эту услугу в случае несоответствия требованиям технических нормативных правовых актов и законодательству.
Техническое обслуживание дома — это перечень работ, которые выполняются хаус-мастерами и узкими специалистами в самом доме. Он включает в себя как работы по обслуживанию инженерного оборудования (трубы, сети), так и работы в подвалах, на крышах, чердаках, подъездах и т. д. Все работы выполняются с разной периодичностью (1 раз в месяц, 1 раз в год, 2 раза в год) в разное время. Для этого в организации ЖКХ составляется специальный график и ведется учет.
Если эти графики нарушаются и работы не проводятся, размер платы за ТО снижается: на 10%, если работы связаны с конструктивными элементами жилого дома, на 25% — с техническим обслуживанием инженерного оборудования (см. инфографику).
Важный момент: чтобы стоимость технического обслуживания в случае некачественного оказания услуги уменьшилась в извещениях всех проживающих в доме жильцов, достаточно заявления одного из собственников.
Отходы и санитарное содержание вспомогательных помещений
Некоторые изменения коснутся и перерасчета за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Как и прежде, плата за вывоз мусора уменьшается на то количество дней, когда мусор не вывозился. Только теперь это можно сделать на основании утвержденных схем обращения с коммунальными отходами на территории определенного населенного пункта. Условия вывоза мусора в этих схемах могут быть разные — каждый день или несколько раз в неделю. Все зависит от его образования, количества контейнерных площадок, транспорта, расстояния между населенными пунктами. Схемы утверждаются исполкомами. Иными словами, если в соответствии со схемой отходы должны были быть вывезены 6 раз в месяц, а фактически были вывезены 5 раз, плата за вывоз ТКО уменьшается за 1 раз. С маршрутными графиками обслуживания жилых домов потребители могут ознакомиться в обслуживающей организации.
Подобный принцип действует и в отношении санитарного содержания вспомогательных помещений. Уборка подъезда и других мест общего пользования проводится в соответствии с графиками, установленными организацией, оказывающей услугу. Если уборки не было (установлен факт неоказания услуги по заявлению потребителя), всем жильцам квартир в подъезде придут извещения с уменьшенной платой.
Газ и электричество
Документом установлено, что допустимая продолжительность перерывов в газо- и электроснабжении не должна превышать 24 часа. Если ремонтные работы в сетях затянутся на более длительный период, размер платы за эти услуги должен уменьшится на 10 процентов.
Яна ЩУКА
Портал коммунальной грамотности