intro

Жилищно-коммунальные услуги, как и иные товары и услуги, должны соответствовать определенному качеству.

Добросовестный потребитель, получая очередную «жировку», привык исправно платить по счетам, и даже в случае недовольства качеством обслуживания сдерживать свои эмоции. Чувства чаще выплескиваются в обращениях и претензиях: холодно или слишком жарко в квартире, качество воды оставляет желать лучшего, не всегда убрано в подъезде и т. д.

 

Правительством принято решение, которым ужесточена ответственность за качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Работники организаций ЖКХ, обеспечивающих предоставление жилищно-коммунальных услуг, должны понимать, что несоответствие качества таких услуг установленным требованиям, нормативам и параметрам скажется в том числе и на уровне их заработной платы.

Переход отношений в экономическую плоскость позволит воспитать чувство собственника у потребителей и повысить чувство ответственности у поставщиков жилищно-коммунальных услуг.

С этой целью в Беларуси поменялся порядок перерасчета платы за некачественно оказанные жилищно-коммунальные услуги, а также за услуги, предоставленные с грубыми недостатками или не предоставленные вовсе. Соответствующие изменения в постановление Совета Министров от 27 января 2009 г. № 99 внесены правительством 28 февраля 2019 г. № 133.

Новый документ определил «правила игры» и для поставщиков услуг, и для потребителей. Он должен «подтолкнуть» организации к улучшению качества предоставляемых услуг.

Потребителю, чтобы грамотно и эффективно отстаивать свои права, стоит внимательнее изучить новый документ.

Итак, что меняется?

Водоснабжение

Раньше можно было потребовать перерасчет в размере 10 процентов от стоимости воды, если она не соответствовала санитарным нормам, например в ней завышены показатели железа. В денежном выражении это выливалось в несущественные суммы — в среднем семья из трех человек, проживающая в двухкомнатной квартире, могла вернуть чуть больше рубля, поэтому потребителю просто не хотелось возиться со сбором документов. Сейчас размер перерасчета будет поэтапно увеличиваться до 30 процентов (см. инфографику), и в этом случае речь идет уже о куда более внушительных суммах.

Стратегия плавного увеличения оставляет для водоканалов возможность модернизировать производство (построить станции обезжелезивания, поменять оборудование на скважинах, реконструировать очистные сооружения и др.). Тем предприятиям, которые не захотят воспользоваться предоставленным временем для усовершенствования своей деятельности, придется в буквальном смысле расплачиваться рублем за свою нерасторопность.

Положение вводит возможность пересчитать стоимость воды в случае предоставления услуги с перерывами. То есть, если в течение месяца воду будут отключать более двух раз на время, превышающее установленное техническими нормативными правовыми актами (допустимое расчетное время ликвидации аварий может варьироваться от 8 до 24 часов в зависимости от системы водоснабжения), можно обратиться в организацию с требованием уменьшить на 10% плату, начисленную за весь месяц.

Отопление

В новой редакции Положения сохранилась старая норма, позволяющая уменьшить плату за тепло, если в квартире холодно — температура воздуха больше суток держится ниже +18°С. После необходимых процедур с замерами температуры специалистами ЖКХ размер платы рассчитывается (уменьшается) с учетом недопоставленного тепла.

Однако самым спорным вопросом всегда была проблема так называемых перетопов. В некоторых квартирах приходится сутками держать форточки открытыми. А поставщика тепла такая ситуация вполне устраивала, ведь приборы учета на входе в жилой дом не делят гигакалории на нужные и лишние. Документ вводит норму, при которой перетопы станут головной болью не потребителя, а исполнителя услуги. Сейчас предусматривается перерасчет платы за отопление при температуре воздуха в жилом помещении выше +24 °С более суток. То есть, каким бы ни был перегрев, потребитель будет платить по счетчику только за тепло, поддерживающее температуру до +24 °С. Все остальное — за счет организации.

Техническое обслуживание

Стоит внимательно ознакомиться с перечнем работ по техническому обслуживанию жилого дома, поскольку новый документ изменил механизм перерасчета и за эту услугу в случае несоответствия требованиям технических нормативных правовых актов и законодательству.

Техническое обслуживание дома — это перечень работ, которые выполняются хаус-мастерами и узкими специалистами в самом доме. Он включает в себя как работы по обслуживанию инженерного оборудования (трубы, сети), так и работы в подвалах, на крышах, чердаках, подъездах и т. д. Все работы выполняются с разной периодичностью (1 раз в месяц, 1 раз в год, 2 раза в год) в разное время. Для этого в организации ЖКХ составляется специальный график и ведется учет.

Если эти графики нарушаются и работы не проводятся, размер платы за ТО снижается: на 10%, если работы связаны с конструктивными элементами жилого дома, на 25% — с техническим обслуживанием инженерного оборудования (см. инфографику).

Важный момент: чтобы стоимость технического обслуживания в случае некачественного оказания услуги уменьшилась в извещениях всех проживающих в доме жильцов, достаточно заявления одного из собственников.

1перерасчет 01

 

Отходы и санитарное содержание вспомогательных помещений

Некоторые изменения коснутся и перерасчета за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Как и прежде, плата за вывоз мусора уменьшается на то количество дней, когда мусор не вывозился. Только теперь это можно сделать на основании утвержденных схем обращения с коммунальными отходами на территории определенного населенного пункта. Условия вывоза мусора в этих схемах могут быть разные — каждый день или несколько раз в неделю. Все зависит от его образования, количества контейнерных площадок, транспорта, расстояния между населенными пунктами. Схемы утверждаются исполкомами. Иными словами, если в соответствии со схемой отходы должны были быть вывезены 6 раз в месяц, а фактически были вывезены 5 раз, плата за вывоз ТКО уменьшается за 1 раз. С маршрутными графиками обслуживания жилых домов потребители могут ознакомиться в обслуживающей организации.

Подобный принцип действует и в отношении санитарного содержания вспомогательных помещений. Уборка подъезда и других мест общего пользования проводится в соответствии с графиками, установленными организацией, оказывающей услугу. Если уборки не было (установлен факт неоказания услуги по заявлению потребителя), всем жильцам квартир в подъезде придут извещения с уменьшенной платой.

 

1перерасчет 04

 

1перерасчет 03

Газ и электричество

Документом установлено, что допустимая продолжительность перерывов в газо- и электроснабжении не должна превышать 24 часа. Если ремонтные работы в сетях затянутся на более длительный период, размер платы за эти услуги должен уменьшится на 10 процентов.

1перерасчет 02

Яна ЩУКА

Портал коммунальной грамотности


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ!

Для добавления комментария необходимо авторизоваться!

Комментарии  
0 # Владимир 18.03.2019 12:53
Добрый день! На подъезде висит объявление о том, что сухая уборка общественных мест производится 1 раз в неделю. Но в самом подъезде (при входе) лежит прошлогодняя листва до сих пор. И ещё: как осуществляется контроль температуры в квартирах? С момента установления температуры на улице выше нуля - в квартире температура 27-28 градусов! каким образом и кем это должно фиксироваться и куда передавать информацию?
0 # Admin 18.03.2019 14:06
Цитирую Владимир:
Добрый день! На подъезде висит объявление о том, что сухая уборка общественных мест производится 1 раз в неделю. Но в самом подъезде (при входе) лежит прошлогодняя листва до сих пор. И ещё: как осуществляется контроль температуры в квартирах? С момента установления температуры на улице выше нуля - в квартире температура 27-28 градусов! каким образом и кем это должно фиксироваться и куда передавать информацию?

Предъявите претензию организации ЖКХ. Они обязаны прийти и убедиться, что подъезд не убирается и увидеть показания температуры в вашей квартире gkx.by/poleznye-sovety/2175-kak-pred-yavit-pretenziyu-organizatsii-zhkkh-poshagovaya-instruktsiya
0 # Машенька 18.03.2019 13:17
о-о-о, завидую, у вас в квартире тепло, а мы всю зиму болеем, 17-18, выше 20 не поднимается никогда... мерзнем и ничего сделать не можем...
0 # Ilya navicenka 18.03.2019 21:15
У нас то покруче,можно ли ведь считать некачественно предоставленные услуги электроэнергии,у меня вечно в розетках 270-320 вольт,живу в "арендном жилье" от ЖКХ, общежитие 60-х годов , ремонта нет,стены сыплются, перекос фаз электроэнергия скачет от 140-320 вольт. Спасает стабилизатор,а жировки по 300 рублей приходят,а это от Минска 25 км ,боюсь представить что творится у тех кто живёт дальше.

data-matched-content-rows-num="3,1" data-matched-content-columns-num="1,4"

logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 203-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос специалисту

Если Вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах "Вопросы и ответы" и "База знаний", Вы можете задать вопрос специалисту, для этого пройдите регистрацию или войдите в личный кабинет пользователя.

Сервис «Вопрос-Ответ» на Портале коммунальной грамотности населения предназначен для граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг. Специалисты Портала не имеют полномочий отвечать на вопросы предприятий системы ЖКХ и частных организаций, обслуживающих жилфонд (ТС, ЖСПК и др.). Разъяснения по новому законодательству в сфере ЖКХ, в том числе ответы на вопросы, возникающие у предприятий системы, публикуются в журнале «Живи Как Хозяин» с сентября 2016 года.