Что больше в далеких 70-х повлияло на выбор профессии тогда еще юного Володи ПОЛОШАВЦА — дядин мопед «Рига-16» или работа учеником на Бобруйском машиностроительном заводе им. В. И. Ленина, — сегодня понять трудно. Скорее всего, и то и другое. А благодаря двум сторонам одной медали, желанию трудиться и своим способностям, парень стал первоклассным токарем.
К 18 годам Владимир купил в кредит собственный мотоцикл «Минск», расставшись с полюбившимся мопедом, на котором были проведены первые пробы «резца». К слову, мог выточить практически любую деталь и с ювелирной точностью подогнать ее на место вышедшей из строя с учетом имевшегося уровня износа.
Работая на заводе, с удовольствием осваивал тонкости токарного станка. А дома в свободное от основной трудовой деятельности время оттачивал мастерство, украшая (мода тогда была такая) и совершенствуя свой мотоцикл. Сам изготовил «руль-бабочку», указатели поворотов и так далее. Решил модернизировать и двигатель, чтобы увеличить мощность. Правда, не вышло. Результат был далек от желаемого — «взлететь» не удалось. Не беда.
— Ведь специальной литературы для подобных экспериментов в то время не было, и все делалось на глаз», — так объяснял неудачную попытку юноша. Может, оно и к лучшему.
Сегодня Владимир Николаевич, токарь 5-го разряда, награжден знаком «Заслуженный работник ЖКХ». Уже 20 лет работает в этой сфере — на Бобруйском государственном предприятии теплоэнергетики. Как перешел с упомянутого выше завода в 90-е годы, так и остался здесь.
— На заводе мы изготавливали огромные насосы, которые использовались во всем Советском Союзе, — рассказывает Владимир ПОЛОШАВЕЦ. — Здесь, в системе ЖКХ, тоже занимаемся насосами, только они меньше размерами. Продлеваем им жизнь: ремонтируем и модернизируем.
Рабочее место — токарный станок. Спецодежда, очки — и можно приступать к изготовлению запчастей: крышки, гайки, шпильки, втулки, муфты, сгоны, фланцы. Это звучит просто, но на самом деле для того, чтобы получился необходимый, даже самый простой, элемент, требуется ювелирная точность, а значит отличный глазомер и правильно заточенный резец. И главное — умение трудиться, что за деньги не купишь, а можно лишь добиться собственными силами.
— К каждому изделию нужен индивидуальный подход, — делится опытом Владимир Николаевич. — При изготовлении надо учесть все параметры, чтобы деталь подошла к насосному оборудованию. Если сохранились части вышедшего из строя элемента, то имеющиеся на нем особенности необходимо перенести на новое изделие. Здесь надо думать. Ведь детали все разные. Даже в одной шпильке может быть до 10 разбежек в зависимости от насоса, где она используется.
— Запчастей, которые изготавливать не нравится, — нет, — продолжает Владимир ПОЛОШАВЕЦ. — Делаю все, что требуется предприятию. В силу необходимости приходилось оставаться и на срочную работу, и в выходной идти за станок. Что же делать, если где-то авария.
В сквере, рядом с цехом, есть фонтан с основанием из камня. Задача была выточить металлическую струйную насадку, чтобы вода лилась сверху вниз зонтиком, равномерно стекая на камень. Долго не могли добиться симметричного выхода воды, пока за дело не взялся Владимир Николаевич. Сейчас фонтан в полной готовности ждет открытия сезона, чтобы продолжать радовать взоры любителей гармонии.
К слову, дома токарь свои способности применяет очень редко. На работе общения с металлом хватает с лихвой. Правда, для любимого скутера всегда готов, в случае надобности, выточить любую деталь без станка и в домашних условиях. Но лучше бы он не ломался.
Дмитрий СИНЕНКО
Фото автора



