домаПостановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2016 г. № 1035 утверждены тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 2017 г. Размеры возмещения населением затрат на освещение мест общего пользования не изменились, а вот за электроэнергию на работу лифтов придется платить немного больше. Но главным в отношении этих двух услуг остается вопрос не «сколько?», а «как?». Рассуждения о принципах начисления платы не прекращаются уже больше года, и сторонники привязки тарифов к количеству проживающих или зарегистрированных в квартире людей приводят, на первый взгляд, «железобетонный» аргумент: «квадратные метры в лифте не ездят!». С точки зрения физики они, безусловно, правы, но у экономики другие критерии, и если уж сравнивать оборудование жилого дома с автомобилем, то нужно это делать более корректно. На самом деле, в движении между этажами и в движении по дороге довольно много общего.

 

В объявлениях о продаже машин в качестве одного из основных показателей интенсивности использования приводится пробег на спидометре, а не количество перевезенных пассажиров. И хотя «километры в салоне не ездят», но потенциальные покупатели почему-то привязываются именно к расстоянию, торгуясь об окончательной цене. Собираясь с семьей на дачу, водитель смотрит на датчик топлива, а не подсчитывает число попутчиков, потому что именно от сожженных в пути литров бензина зависит стоимость путешествия.

Точно так же и количество электроэнергии, затраченной на движение лифта, особо не изменится от того, проедет ли в нем семья из четырех человек, проживающая в «двушке», или одинокий обитатель трехкомнатной квартиры. И совсем не факт, что в активности движения «вверх-вниз» он будет уступать многодетным родителям. А кто подсчитает гостей, деловых партнеров и просто случайных визитеров, наведывающихся в разное время суток и поднимающихся, конечно, не по лестнице? Так, в одном из минских товариществ привели в качестве примера квартиру площадью 140 м2, которую арендует индивидуальный предприниматель и сдает ее на сутки для проведения различных тренингов. Каждый день к нему наведывается 15 – 20 человек, и все они пользуются лифтом. Так кто в конечном итоге оплачивает это гостеприимство?

Странная получается логика: чем больше свободных квадратных метров, тем дешевле их хозяину обходится эксплуатация общего оборудования в долевом отношении к квартплате.

Искусственная приватизация, когда подавляющему большинству собственников жилье досталось за символическую цену, а то и практически бесплатно, сыграла злую шутку с нашим сознанием. Мы до сих пор не представляем, сколько на самом деле стоит наша недвижимость. Здесь опять будет уместна аналогия с автомобилями, которые, в отличие от квартир, приобретаются, а потом эксплуатируются и ремонтируются исключительно за свои кровные, причем без всяких льгот и субсидий. Кто-то может себе позволить роскошные кроссоверы «с полным фаршем», а кто-то довольствуется малолитражкой без кондиционера, АБС и даже (о, ужас!) без CD-магнитолы. Чем просторнее салон и больше в нем удобных «примочек», тем дороже машина, это нормально.

Почему же с недвижимостью должно быть по-другому? Ведь лифт — это тот же «фарш». 

Покупая в доме квартиру, нужно знать, что в нем есть общая собственность, и быть готовым к тому, что за дополнительные удобства и стоимость будет выше. Причем вполне справедливо, если стоимость эта пропорционально распределяется в зависимости от площади жилья, а не прописанных на ней людей. Большая квартира — большая цена, все как с машинами.

Когда требуется заправить автомобиль или заменить любые «расходники» при очередном техобслуживании, никто не становится в очередь за субсидиями и не требует от СТО мгновенного реагирования на заявку. Все потому, что правила игры известны заранее, и с ними любой автолюбитель априори соглашается, подписывая договор купли-продажи.

Между прочим, в Германии, Китае, Болгарии жалобы населения на обслуживающие жилье организации практически отсутствуют именно по этой причине: там законодательством определено, что застройщик жилого дома еще до продажи первой квартиры должен разработать правила, согласовать их с государственными организациями и ознакомить потенциальных покупателей. В Германии этот документ называется Декларация разделения имущества. В нем прописаны до мельчайших подробностей все возможные расходы собственника по содержанию имущества, в том числе и по обслуживанию лифта. Кто согласен с данными правилами, покупает квартиру, кто нет — ищет жилье в другом месте, с более приемлемыми условиями.

К сожалению, данная схема может быть применима у нас только во вновь построенном жилье. А в старых домах соседям придется договариваться и искать компромиссное решение, которое максимально устроит всех «попутчиков». Но прежде всего нужно осознать, что совместное имущество — это тоже собственность, за которую нужно нести солидарную ответственность.

Можно предвидеть возмущение жильцов нижних этажей. У них и «пробег» лифта меньше, и пешочком пару лестничных пролетов можно пройти. 

Но ведь и к помощи АБС водители прибегают далеко не всегда, а о работе, например, системы электронного контроля устойчивости многие представления не имеют. Тем не менее платят за эти опции без лишних разговоров и даже хвастаются потом их наличием перед друзьями и знакомыми. К слову, анализ автомобильного рынка показывает, что спрос на бюджетные модели с экономичным двигателем и малым расходом топлива растет из года в год. За рулем считать мы уже научились, а в лифте?..

Едем дальше. Вернее, остановимся в местах общего пользования, к которым относится и лифт, и которые мы привыкли «пролетать» на вертикальном средстве передвижения до дверей собственной квартиры. 

Понятие «мое» у нас ограничилось этими самыми дверями. А ведь приватизируя квадратные метры, мы одновременно взяли на себя ответственность и за общее имущество. И если жители нижних этажей открещиваются от лифта, почему бы им точно так же не отнестись и к кровле, ведь на них-то в случае чего не закапает. В свою очередь, обитатели верхних этажей могут потребовать дифференциации платы за уборку, поскольку, чем выше располагается лестничный пролет, тем меньше затоптаны ступеньки. А квадратные-то метры по лестницам не ходят. И таким образом можно рассуждать бесконечно. До абсурда достаточно всего лишь одного шага в сторону от логики.

В марте – апреле 2016 г. Портал коммунальной грамотности населения проводил опрос «От чего должна зависеть плата за техобслуживание лифта?». Тогда ответ «так как лифт — общая собственность всех проживающих в доме, то и платить за него нужно соразмерно квадратным метрам квартиры» выбрали 17,3 % респондентов. Опрос повторился в июне – июле, и ситуация всего за три месяца изменилась кардинально. Сторонников квадратных метров оказалось уже 26,8 %. Можно предположить, что мнение стало меняться как раз после того, как плату за лифт стали начислять от количества зарегистрированных в квартире жильцов. А если суждение столь непостоянно, значит, вопрос до конца не урегулирован, и стоит еще раз хорошенько подумать перед принятием окончательного решения. Как говорится, семь раз отмерь. Это, кстати, тоже о метрах.

 

Виктор КИСЛЫЙ

 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

 
logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 360-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос юристу Портала

Если вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах «Вопросы и ответы» и «База знаний», вы можете задать вопрос юристу Портала, для этого:

  1. Пройдите регистрацию или войдите в Личный кабинет пользователя
  2. Напишите и отправьте через Личный кабинет ваш вопрос

Подробнее о сервисе