Час пик для сантехникаСудя по количеству комментариев в Интернете, тема жилищно-коммунального хозяйства по популярности может сравниться с футболом и политикой, в которых, как известно, разбираются все. Можно было бы только порадоваться этому обстоятельству, если бы поток высказываний превращался в волну конструктивных предложений. Но, к сожалению, чаще всего эта самая волна поднимается не объективными дебатами, а отрицательными эмоциями. «Постоянно мучает вопрос: почему рабочий день жилищно-коммунальных служб совпадает с рабочим днем по стране? Почему, чтобы вызвать сантехника, нужно самому отпроситься с работы?» — этот возмущенный призыв можно услышать довольно часто. Так и представляешь себе коммунального работника, мчащегося в машине с проблесковыми маячками и сиреной по первому зову бдительного собственника квартиры, заметившего капающий кран.

Хорошо было бы любые неудобства устранять за считанные секунды, но это только в детских книжках на подобное способны двое из ларца или старик Хоттабыч. А вот в реальной жизни лучше читать не сказки, а законы.

Жилищный кодекс

В статье 97 Жилищного кодекса Республики Беларусь четко прописаны обязанности собственника, среди которых упоминается замена и ремонт за свой счет внутриквартирного электрического, газового, санитарно-технического и иного оборудования. А в пункте 1.3.4 постановления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 28 января 2016 г. № 1 говорится, что при необходимости производится «устранение незначительных неисправностей в системах горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации)», и при этом подчеркивается — кроме работ в квартирах.

Ремонт крана

Другими словами, устранение засоров, набивка сальников, очистка фильтров, устранение течи трубопроводов и другие незначительные неисправности остаются в компетенции коммунальных служб лишь в местах общего пользования. А вот о работоспособности систем в квартире обязан заботиться в том числе и ее хозяин. Понятно, что определенными вещами должны заниматься специалисты, получающие за это зарплату. Они это и делают по заявкам граждан. Однако не стоит возводить выполнение платных бытовых услуг в ранг детских капризов.

Подхватив простуду, мы не назначаем участковому врачу время приема, а терпеливо ждем в очереди у кабинета. Лишившись Интернета, не требуем в тот же момент мастера, а узнаем у диспетчера время его возможного прихода и корректируем свои планы. При поломке телевизора сами везем его в мастерскую, прикидывая, сколько придется заплатить за ремонт. Чем же сантехник отличается от перечисленных выше специалистов и почему он обязан работать, когда другие отдыхают? Можно возразить, что «скорая помощь» выезжает в любое время в необходимых случаях. Так ведь и в ЖКХ существует круглосуточная аварийная служба, готовая к срочным работам в случае затоплений или других чрезвычайных ситуаций.

К слову, даже во время капитального ремонта замена любых труб после первого крана в квартире (кроме отопления), установка внутриквартирного газового, электрического и сантехнического оборудования, а также счетчиков на воду газ и тепло производится за счет жильцов. Кроме того, они обязаны предоставить доступ в квартиру для проведения предварительного обследования и выполнения работ. А если речь идет о платных бытовых услугах, то почему доступ в квартиру должен становиться головной болью мастера?

Сантехники

Теоретически, конечно, можно перевести сантехников на двух или даже трехсменную работу, можно к каждому дому приставить отдельного специалиста с набором необходимого инструмента. Но для этого понадобится в соответствующей пропорции увеличить штат, обеспечив его этим самым инструментом и достойной зарплатой. Готовы ли потенциальные заказчики платить втридорога за такую же услугу при условии, что она будет предоставлена в любое удобное для них время? Наверное, нет. Иначе бы обратились в любую из частных компаний, которых вполне хватает сейчас на рынке. Но, видимо, прейскурант коммунальников остается более привлекательным.

Есть еще один способ решения проблемы: овладеть минимальными сантехническими навыками, чтобы самостоятельно менять прокладки в кранах, чинить сливные бачки, снимать сифоны и выполнять другие несложные действия. Тогда, и правда, не придется отпрашиваться с работы. А у сантехников появится больше времени и возможностей помочь тем, кто в этом действительно нуждается и не может ждать.

Виктор КИСЛЫЙ, Портал коммунальной грамотности населения, журнал «Живи как Хозяин»

 
logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 360-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос юристу Портала

Если вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах «Вопросы и ответы» и «База знаний», вы можете задать вопрос юристу Портала, для этого:

  1. Пройдите регистрацию или войдите в Личный кабинет пользователя
  2. Напишите и отправьте через Личный кабинет ваш вопрос
  3. Подпишитесь на одно из наших изданий через ЕРИП:
    на 1 номер журнала «Зеленый контейнер» в печатной версии
    на 3 номера журнала «Зеленый контейнер» в электронной версии
    на 1 номер журнала «Живи Как Хозяин» в печатной версии
  4. Сразу же после получения оплаты за подписку ваш вопрос будет отправлен в работу!

Подробнее о сервисе