В Республике Беларусь на рынке труда все более востребованной становится специальность рабочего по комплексному ремонту зданий и сооружений, которого в народе прозвали коротко — хаусмастер. В таких специалистах нуждаются не только белорусские КУП ЖЭУ и организации собственников, а также учреждения образования, детские сады, торговые центры — все работодатели, у которых есть недвижимость.
В 20-м веке такие универсальные работники были очень популярны в Австрии и Германии, но в начале 21-го их стали вытеснять более мобильные узкоспециализированные сервисные компании. Потребители услуг выразили свое недовольство: они привыкли знать «своего» работника, который всегда доступен и следит за порядком. Безликий сервис приносил выгоду компаниям, но не жильцам кварталов австрийских и немецких городов.
Несколько лет назад процесс обратился вспять — мнение клиентов оказалось важнее незначительного увеличения доходов. Хаусмастер триумфально возвратился в австрийские и немецкие города, и, похоже, навсегда.
История возвращения хаусмастеров в Германии на примере Йенса КРЮГЕРА
Для Йенса КРЮГЕРА понедельник — это большей частью мусор. «Выходные — время Ikea, понедельник начинается», — говорит КРЮГЕР, хаусмастер в районе Пренцлауэр-Берг в Берлине. Во время обхода по понедельникам он находит брошенную мебель там, где ей не место: у подъездов жилых домов, на мусорных свалках между ними.
Хаусмастер — звучит немного как устаревшее, из прошлого века. Но в некотором смысле многие жилищные компании прямо сейчас возвращаются туда. В течение многих лет работа по уборке и уходу за жилыми домами была рационализирована, а теперь она снова востребована. Потому что жильцам часто не хватало того человека, который регулярно проверяет, все ли в порядке.
Именно этим сейчас занимается Йенс КРЮГЕР, хаусмастер, дворник-смотритель. Его день проходит по плану каждый день. Он идет по своей территории: по Губицштрассе, далее по Содке, Трахтенбродту и Зельтштрассе. Он отвечает за 750 квартир в бежевых многоквартирных домах 1920-х годов в жилом комплексе берлинского модерна в стиле баухаус с красными, желтыми и синими оконными рамами. Уже десять лет комплекс является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Гулять» хаусмастеру необходимо в защитной обуви
Хаусмастер раз в неделю поднимается по выкрашенной охрой лестнице в защитных ботинках, проходит по своему смотровому проходу через низкий чердак, мимо прачечной арендаторов, а затем снова спускается по следующей лестнице. Он осматривает пол под трубами отопления: «Луж нет, все герметично».
Что делать, зависит от ситуации: вставить в подъезде новую лампу, отрегулировать доводчик двери, заменить замки, закрасить граффити. «То, что я могу делать сам, я делаю сам», — говорит КРЮГЕР, который когда-то учился на сантехника. Если нужно отремонтировать что-то более крупное, 55-летний мужчина вытаскивает электронный планшет из бокового кармана своих темных рабочих брюк, прокручивает меню резиновым пером и сообщает о повреждениях напрямую в свою сервисную компанию, в которой работает.
Бывшие государственные дома, за которыми ухаживает КРЮГЕР, теперь принадлежат Deutsche Wohnen, второй по величине жилищной компании в Германии со 160 тысячами квартир. 100 тысяч из них находятся в Берлине, что делает перечисленную компанию крупнейшим арендодателем в столице и объектом критики на напряженном рынке жилья — за повышения квартплаты. Даже несмотря на судебную борьбу против индекса стоимости арендной платы, который законодательно урегулирован, у Deutsche Wohnen мало друзей в домах.
От громоздких отходов до заклинившей двери
Однако Deutsche Wohnen выполняет просьбы своих арендаторов: с 2018 года компания снова начала расширять свои услуги по уходу. Уже в 2019 году приняты на работу 180 сотрудников, и в 2020 расширение продолжается. В конце года все жилые комплексы снова должны иметь своего закрепленного хаусмастера.
«Арендаторы квартир сказали: мы снова хотим, чтобы работали наши хаусмастера», — сообщает официальный представитель Deutsche Wohnen Марко РОСТЕК. Опрос жителей показал, что причина недовольства почти всегда на виду — от крупногабаритного мусора до заклинивших дверей. Таким образом, дочерняя сервисная компания группы Facilita обеспечивает возвращение хаусмастеров.
Эта тенденция очевидна не только в Берлине. Федеральная ассоциация немецких компаний по жилищному строительству и недвижимости информирует прессу об общенациональном явлении. «Многие управляющие и сервисные компании говорят: нам важно знать всё, что происходит в жилом квартале, — поясняет пресс-секретарь ассоциации Катарина БУРКАРДТ. — Хаусмастер снова востребован как никогда ранее».
Хаусмастер как человек, которому доверяют
Компания TAG Immobilien AG — шестой по величине арендодатель в Германии с более чем 80 тысячами квартир — существенно увеличила количество хаусмастеров, в большей степени собственных, потому что это снижает затраты. Муниципальные жилищные компании, такие как Гезобау в Берлине, также объявили о возвращении хаусмастеров. Сообщество поселения Хемниц даже представило хаусмастера в качестве своего доверенного лица и помощника — пилотный проект, финансируемый землей Саксония.
Йенс КРЮГЕР не заходит так далеко в своих обязанностях в Пренцлауэр-Берге, даже если он теперь довольно хорошо знает своих арендаторов квартир и может многое о них рассказать: например, о входной двери, которую нужно запирать с 22:00. Старшие, жильцы со времен ГДР, сами запираются. А вот младшие — ломают дверь, потому что не могут найти замочную скважину. Но что их объединяет — и старшие, и младшие явно довольны своим хаусмастером Йенсом КРЮГЕРОМ.
Геннадий КАЛЁНОВ, по материалам немецкой прессы
Фото Kristin Bethge/ dpa
-
12 Окт 2020
-
Просмотров: 1829