iВ отношениях между поставщиками коммунальных услуг и их потребителями грядут серьезные изменения. Уже в этом году согласно Указу Президента № 535 от 31.12.2015 организации, осуществляющие тепло- и водоснабжение, а также водоотведение, должны выйти на заключение прямых договоров с жильцами многоквартирных домов.

По сути, такое требование содержится и в законе о защите прав потребителей ЖКУ. Напомним, сейчас в большинстве случаев отношения жильцов городских многоэтажек с этими организациями регулируются через посредников, коими могут выступать ЖЭС, ЖСПК, товарищества собственников.

Указ № 535 предусматривает переход к персональным договорам

Посредники рассчитываются с ними за суммарное количество потребленной воды или тепловой энергии, а потом взыскивают оплату с непосредственных потребителей. На ЖЭС, кооперативы, товарищества ложатся и все вопросы по взысканию задолженностей с неплательщиков. Однако данный порядок вещей уже давно не согласуется с действующим законодательством. К тому же он не позволяет четко рассчитать субсидии на оплату коммунальных услуг для малоимущих граждан, констатируют специалисты. Указ № 535 предусматривает переход к персональным договорам.

При правительстве создана межведомственная рабочая группа, призванная аккумулировать поступающие с мест предложения. В регионах вся подготовительная работа координируется местными исполкомами и отделами ЖКХ.

«Руководством Брестского облисполкома даны соответствующие поручения всем заинтересованным лицам, — рассказывает начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства облисполкома Алексей МАРТЫСЮК. — Откровенно говоря, не всегда мы встречаем понимание со стороны предприятий Минэнерго. Им, судя по всему, сложно будет отказаться от давно сложившейся практики. Но наша задача — довести до всех сторон необходимость перехода к цивилизованным взаимоотношениям. Если гражданин получает платную услугу, он должен иметь письменный договор с предприятием, которое ее оказывает (государственным, частным — не имеет значения). И если у гражданина есть претензия к качеству услуги, он может предъявлять ее в установленном законом порядке». Закон есть закон. Его придется выполнять. С учетом сложившихся особенностей функционирования системы оказания жилищно-коммунальных услуг. При этом на первый план должны выходить не чьи-то узковедомственные интересы, а общегосударственные.

Первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Олег ПОСКРОБКО:

— Законодательством Республики Беларусь в области жилищных отношений, в частности Жилищным кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг», установлен единый порядок оказания жилищно-коммунальных услуг — на основании прямого договора между исполнителем услуги и ее потребителем. С этой целью подпунктом 5.3 пункта 5 Указа № 535 местные исполнительные и распорядительные органы наделены обязанностью обеспечить заключение договоров на предоставление услуг по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению (канализации), теплоснабжению с членами организации застройщиков, собственниками, нанимателями жилых помещений в жилых домах, в том числе в общежитиях (за исключением жилищного фонда, находящегося в оперативном управлении бюджетных организаций).

К тому же, в силу нормативных предписаний положения об уполномоченном лице по управлению общим имуществом, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.03.2005 № 342, уполномоченные организации, которые определены заказчиками по выбору исполнителей жилищно-коммунальных услуг, обязаны заключать договоры управления общим имуществом, на техническое обслуживание и (или) текущий ремонт общего имущества, предоставление участникам совместного домовладения основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг на основании договоров, за исключением услуг горячего и холодного водоснабжения, водоотведения (канализации), газо-, электро и теплоснабжения. Кроме этого, следует иметь в виду, что в рамках Указа № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий» у организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, возникает обязанность заключения договора на использование АИС «Расчет-ЖКУ» с НКФО «ЕРИП» и организацией, осуществляющей учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги. Указанная автоматизированная система осуществляет начисление и дальнейшее распределение (без посредников) в пользу организаций-исполнителей жилищно-коммунальных услуг поступившей от населения платы за потребленные жилищно-коммунальные услуги.

Следовательно, отсутствие договора на поставку тепловой энергии между исполнителем услуги и ее конечным потребителем, то есть населением, — прямое нарушение законодательства. Решить данный вопрос с соблюдением действующего законодательства необходимо в ближайшее время.

Борис ПАВЛОВСКИЙ

Портал коммунальной грамотности

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

 
logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 360-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос юристу Портала

Если вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах «Вопросы и ответы» и «База знаний», вы можете задать вопрос юристу Портала, для этого:

  1. Пройдите регистрацию или войдите в Личный кабинет пользователя
  2. Напишите и отправьте через Личный кабинет ваш вопрос

Подробнее о сервисе