04В некоторых учебных заведениях Беларуси в энергосберегающих целях используют энергию солнца. Например, в Витебском государственном профессионально-техническом колледже машиностроения имени М. Ф. Шмырева еще несколько лет назад были установлены на крыше здания солнечные коллекторы для нагрева воды в столовой, кухне и душевой спортзала. Благодаря чему потребление тепловой энергии сократилось на 7%. Средняя школа № 35 — еще одно учебное заведение Витебска, где работают с энергией солнца. Здесь, в кабинете энергоэффективности и физики, два года работал солнечный коллектор для подогрева воды — до тех пор, пока не был сделан капремонт. Нынче коллектор в СШ № 35 используется исключительно в качестве учебного экспоната.

Это помещение в школе едва ли не идеально подходит для такой установки. Кабинет физики ориентирован относительно сторон горизонта таким образом, что окна направлены на юго-восток. В летние месяцы солнечные лучи попадают в кабинет с 7 до 18 часов, в зимние — с 10 до 15. Данное благоприятное положение кабинета дает возможность использовать энергию солнца круглый год. Также в этом кабинете четыре батареи, состоящие из семи секций центрального отопления, и кран с холодной водой рядом с демонстрационным столом учителя. Таким образом, существует реальная возможность подогрева воды с использованием солнечной энергии и вторичного тепла батареи центрального отопления.

Солнечный коллектор крепился к оконной раме. Обычным шлангом был присоединен к водопроводному крану. И с использованием энергии солнца нагревал воду в нем до 40 градусов по Цельсию. Правда, с октября по март, когда солнце бывает редко, данный способ неэффективен. Поэтому педагоги школы модернизировали водонагреватель, добавив к нему бойлер косвенного нагрева на основе защитного экрана на батарее центрального отопления. Чтобы осуществить возможность переключения воды с солнечного коллектора на бойлер косвенного нагрева, на шланг от крана с холодной водой и на шланг с теплой водой были установлены краны-тройники.

02

f04В результате в солнечную погоду вода нагревалась в солнечном коллекторе, а в пасмурную погоду в отопительный сезон — в бойлере косвенного нагрева. В проекте существует также возможность одновременного подключения как солнечного коллектора, так и бойлера косвенного нагрева. Таким образом, в школе был применен способ получения теплой воды без использования электроэнергии. Так как защитный экран металлический и снабжен отверстиями для конвекции теплого воздуха, нагревание воды в шланге не препятствует теплообмену между батареей и воздухом помещения. Причем вода нагревается в соответствии с температурой помещения даже не в отопительный сезон и в пасмурную погоду.

Упомянутые устройства позволили в кабинете физики снизить потребление электрической энергии в классе примерно на 240 кВт ч в год. Как отмечают в учебном заведении, этот опыт можно использовать не только школьных кабинетах, но и в других организациях, например в жилых помещениях, не оборудованных горячим водоснабжением, а также на даче.

Дмитрий РОТТА

Евгений КАРПАС

Фото предоставлено Дмитрием РОТТА

logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 203-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос юристу Портала

Если Вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах "Вопросы и ответы" и "База знаний", Вы можете задать вопрос юристу Портала, для этого пройдите регистрацию или войдите в личный кабинет пользователя.

Сервис «Вопрос-Ответ» на Портале коммунальной грамотности населения предназначен для граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг. Юрист Портала не имеют полномочий отвечать на вопросы предприятий системы ЖКХ и частных организаций, обслуживающих жилфонд (ТС, ЖСПК и др.). Разъяснения по новому законодательству в сфере ЖКХ, в том числе ответы на вопросы, возникающие у предприятий системы, публикуются в журнале «Живи Как Хозяин» с сентября 2016 года.