DSC07481С тех пор как большинство граждан переселилось в благоустроенные квартиры с ванными и душевыми кабинками, пожелание «С легким паром!» несколько изменило смысл и носит глубокий экономический подтекст. Легкий или дешевый? Посетители бань все придирчивее смотрят на цену услуги, а коммунальники все тщательнее подсчитывают себестоимость одного из обязательных социальных стандартов. Чистота постепенно становится не только залогом здоровья, но и востребованным товаром, имеющим свою рыночную цену. Если правильно не выделить приоритеты в отношении этих двух понятий, многие заведения могут оказаться перед угрозой закрытия.  

В свое время похожая ситуация сложилась с кинопрокатом. Оснастив квартиры огромными телевизорами и акустическими системами, люди в одночасье предпочли мягкие домашние диваны жестким деревянным креслам в кинотеатрах, и очереди у билетных касс исчезли в мгновение ока. Чтобы вернуть зрителя, работникам культуры пришлось перестраивать отношение к делу: благоустраивать залы, расширять ассортимент сопутствующих услуг, повышать качество демонстрации фильмов с внедрением новейших компьютерных технологий. И большой экран снова стал востребован, даже несмотря на выросшие цены билетов. «Важнейшее из искусств» превратилось в объект коммерческой деятельности. Скорее всего, подобной трансформации не избежать и легкому пару.

Согласно социальному стандарту наличие помывочных мест в банях в благоустроенном жилищном фонде должно составлять не менее трех на 1 тыс. человек. При этом и цена на услугу обязана соответствовать принципам социально ориентированной экономики. Но так ли нужен этот социальный стандарт тем, для кого он и принимался? Чтобы разобраться в этом, проанализируем статистику одного из небольших районных центров Гродненской области. В г. Мосты проживает около 17 тыс. населения. По требованиям социального стандарта здесь необходимо обеспечить 51 (17 Х 3) места.

Bani

В 2015 г. коммунальную баню посетили 18 тыс. 397 человек, то есть в среднем за каждую неделю — 354 клиента. Если даже банный рабочий день сделать минимальным и принять его за 8 часов, то по пятницам и субботам в час заведение посещает 22 человека. Сравните эту цифру с социальным стандартом.

Подчеркнем, что количество посетителей падает с каждым годом, и по сравнению с 2011-м (31 тыс. 636 человек) снизилось почти в два раза. А ведь независимо от интенсивности людского потока котлы надо нагреть до определенной температуры, заплатить зарплату сотрудникам, израсходовать определенный объем электроэнергии и топлива. В Мостах, например, расходы на помывку одного человека составляют  93 тыс. руб., и только за первый квартал 2016 г. общие расходы достигли 343,1 млн руб. при постоянном повышении качества услуги и сохранении все той же «социальной» цены.

Zatraty

 

В стремлении хоть как-то окупить затраты коммунальные предприятия пытаются получить дополнительный доход за счет открытия магазинов с сопутствующими товарами, заготовки веников, сдачи в аренду помещений, внедрения энергосберегающих мероприятий.

Магазин

Все это похвально, но не отменяет главного закона экономики: вложенные средства должны окупаться. Почему же люди перестают ходить в общественные бани и предпочитают принять душ в домашних условиях? По-видимому, здесь ситуация та же, что и с кинотеатрами: необходимо выходить на новый уровень обслуживания и предлагать более качественную услугу. Собственно, коммунальники и пытаются это сделать.

 

Баня в Барановичах

 

В Барановичах, например, в банно-спортивном комплексе работает кафе, бар, парикмахерская, бильярд. Кроме общих отделений есть и номер высшего разряда, где можно отдохнуть целой компанией. Организована доставка прохладительных напитков, установлен бильярдный стол, есть телевизор.

Бильярд

Согласитесь, такой набор услуг уже не похож на банальное выполнение социального стандарта. Так, может быть, баня все-таки уже выросла из скромного звания социального объекта? В пользу этого утверждения косвенно свидетельствует установленный норматив потребления воды 140 л на человека в сутки. Получается, что государственными льготами любители общественного мытья пользуются дважды: за счет субсидируемых тарифов в собственной квартире и за счет льготных билетов в городскую баню, где вода, что называется, льется рекой — за один час из открытого крана вытекает более 200 л.  

Большинство любителей пара превращают процесс мытья в своеобразный ритуал, получая заряд бодрости и оптимизма на целую неделю. Они при любом раскладе не променяют тесную ванну на живое общение. И будет очень жалко, если созданная однажды инфраструктура перестанет существовать из-за простой обывательской скупости. Эту потерю даже обсудить будет негде, не в ванной же.

Виктор КИСЛЫЙ, Портал коммунальной грамотности населения

Инфографика Валерии КИСЛОЙ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

 
logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 360-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос юристу Портала

Если вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах «Вопросы и ответы» и «База знаний», вы можете задать вопрос юристу Портала, для этого:

  1. Пройдите регистрацию или войдите в Личный кабинет пользователя
  2. Напишите и отправьте через Личный кабинет ваш вопрос
  3. Подпишитесь на одно из наших изданий через ЕРИП:
    на 1 номер журнала «Зеленый контейнер» в печатной версии
    на 3 номера журнала «Зеленый контейнер» в электронной версии
    на 1 номер журнала «Живи Как Хозяин» в печатной версии
  4. Сразу же после получения оплаты за подписку ваш вопрос будет отправлен в работу!

Подробнее о сервисе