По данным Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, ежегодно только в столице образуется до 9 тыс. тонн изношенных шин. Их дальнейшая судьба полностью зависит от фантазии автовладельцев. Правильнее всего было бы оставить покрышки на площадках для крупногабаритных отходов или отвезти в один из пунктов приема вторсырья. Предприимчивые жильцы вовсю используют отработанный материал для благоустройства придомовых территорий. Как правило, в роли любителей подобного дизайна выступают люди пожилого возраста. Причина тому — отголоски наследия постсоветского времени, когда старые покрышки символизировали дворовое благоустройство. Именно в 1990-е годы из-за дефицита средств в палисадниках районов многоквартирной застройки появились разукрашенные заборчики, импровизированные клумбы и различные фигурки, вырезанные из «лысой» резины.
Чаще всего «прописку» во дворах получали лебеди, также распространены были мини-прудики, качели и другие причудливые украшения. Доступность и пластичность резины позволяла трансформировать ее на любой вкус. Оставим на время эстетическую сторону такого дизайна — как-никак люди старались разнообразить окружающий их быт. Вопрос куда более серьезный: как отработанные автомобильные покрышки влияют на экосистему?
Известный факт, что покрышка, лежащая на земле, медленно разлагается, выделяя порядка 15 наименований химических веществ: мономеры — продукты распада каучуков; ароматические углеводороды — бензол, ксилол, стирол, толуол; соканцерогены и их активаторы, включая фенол и формальдегид. Bce они токсичны для организма человека, a их количество в воздухе и почве увеличивается в жаркую погоду, так как при нагревании шины выделяют в несколько раз больше вредных веществ. Брошенная на улице или закопанная во дворе шина будет разлагаться до 500 лет, медленно выделяя в почву токсичные вещества.
Элементы шинного благоустройства, как и украшения из пластиковых бутылок, не являются строениями, ограждениями или малыми архитектурными формами и не стоят на балансе у обслуживающей организации, поэтому формально их существование не регламентировано документами, a балансовая стоимость равняется нулю. Да и с точки зрения эстетики подобные украшения не вызывают восхищения. Скорее, наоборот, выглядят они неряшливо, особенно поздней осенью и ранней весной.
По мнению заместителя генерального директора по благоустройству, санитарному содержанию жилищного фонда Минского городского жилищного хозяйства Анастасии ВОРОБЬЕВОЙ, несмотря на то что законодательство не запрещает использование старых покрышек, пластиковых бутылок, лучше применять дерево, камень или металл. Это недорогие естественные материалы, и они гораздо красивее и безопаснее разрисованных кусков резины. Анастасия ВОРОБЬЕВА также напомнила, что если жители хотят благоустроить на дворовой территории клумбу, то ее месторасположение и то, что они хотят высадить, нужно в первую очередь согласовать с эксплуатирующей организацией. Сделать это можно в письменном виде, обратившись в ЖЭУ района, либо в товарищество собственников, либо в ЖКХ, — в зависимости от того, какая организация обслуживает дом. Необходимо представить схему, на которой следует обозначить расположение клумбы и описать, что вы планируете посадить (если собираетесь декорировать — как именно). А специалисты уже подскажут, какие материалы можно применять, а какие нельзя.
Чтобы исключить покрышки из объектов арт-дизайна, прежде всего необходимо предложить альтернативу. Следует оказывать помощь тем жильцам, которые по собственной инициативе благоустраивают придомовые территории, создавая композиции из природных материалов, — обеспечивать их грунтом, организовывать доставку камней, привлекать творческих людей для создания экологичных композиций. А также объяснять людям, что изношенные шины в Беларуси используют повторно в производстве резиновых покрытий для спортивных площадок, животноводческих комплексов.
Старые покрышки, согласно согласно техническим требованиям (п. 10.6 ТКП 17.11-08-2024), подлежат сбору: в центрах для раздельного сбора КО потребления; на станциях технического обслуживания автомобилей и в других организациях автосервиса, оказывающих шиномонтажные и шиноремонтные услуги и техническое обслуживание автомобилей; в гаражных кооперативах; в пунктах приема (заготовки).
Наши журналы
Ирина РЖЕУССКАЯ
Фото автора и из сети Интернет