На V Международной научно-практической конференции «Научно-технический прогресс в жилищно-коммунальном хозяйстве» тема цифровизации процессов в отрасли ЖКХ стала одной из ключевых. Директор Института жилищно-коммунального хозяйства НАН Беларуси, доктор технических наук, профессор Вадим КИТИКОВ отметил, что в стране уже достаточно много наработок в этой области. В качестве примера можно привести проекты, разработанные и реализованные на практике компанией ООО «Брайт Солюшенз».
В рамках конференции технический директор ООО «Брайт Солюшенз» Оксана РУСАК представила программный комплекс «Астра» — решение для комплексной цифровизации процессов сбытовой деятельности энергетических ресурсоснабжающих предприятий. С его помощью можно осуществить цифровизацию всего цикла обработки данных в тепловом хозяйстве, от заключения договоров с потребителем, принятия объекта на учет, обработки показаний приборов учета, расчетов объемов потребленной энергии до выставления счетов потребителям и претензионной работы.
С внедрением программного комплекса «Астра» предприятие формирует единое информационное пространство с возможностью управления процессами расчетов и взаимодействия подразделений предприятия. К преимуществам системы относятся также гибкая настройка ролевого доступа к функциям и данным под потребности предприятия, использование свободно распространяемых СУБД PostgreSQL, операционных систем Linux. Возможна интеграция с системами дистанционного съема показаний.
В состав комплекса входят подсистемы: управление договорами, реестр сетей, приборы учета, расчеты потребления в натуральных единицах, расчеты с абонентами, отчетность, а также приложение для Android «Мобильный сотрудник» и личный кабинет абонента.
Например, в реестре сетей формируется единая база объектов — источников, участков сетей, зданий, потребителей. Создается и база электронных документов с привязкой непосредственно к объекту. При этом имеется возможность сохранять все предыдущие версии и хранить их в архиве. Такой же широкий набор функций в любой подсистеме.
На основании полученных и рассчитанных данных сводится месячный тепловой баланс по каждому теплоисточнику. Учитываются и такие нюансы, как отключение потребителей или переключение потребителей на другие источники теплоснабжения.
Обработка счетов, электронная рассылка абонентам, выборка должников, претензионная работа — весь процесс управляется и контролируется, по сути, одной «кнопкой».

Подомовой учет затрат — бери и внедряй
Начальник отдела клиентского сервиса ООО «Брайт Солюшенз» Ольга ЗАЙКО рассказала о цифровизации сферы ЖКХ на примере внедрения программного комплекса «ЖКХ-Управление», который позволяет вести подомовой учет затрат по каждому жилому дому.
Система позволяет вести учет по всем видам и категориям работ, которые предприятие ЖКХ оказывает населению: техобслуживание, благоустройство, уборка мест общего пользования и др. Предприятия имеет возможность получения и анализа себестоимости оказания услуг, в том числе на 1 м2 индивидуально по каждому дому. Аналитические функции позволяют проводить сравнение себестоимости работ по домам, по любой статье затрат, учитывая технические характеристики объектов, и своевременно принимать эффективные управленческие решения.
Электронный подомовой учет затрат подразумевает учет всех затрат по объектам жилого фонда в цифровом виде. Для его формирования необходимо иметь электронный банк данных объектов и для этого в программном комплексе есть соответствующий модуль. Все объекты описываются перечнем определенных характеристик с прикреплением схем, изображений, чертежей. Описательная карточка объекта конфигурируется пользователем самостоятельно, без привлечения программиста. Используя генератор запросов, пользователь может оперативно, в режиме реального времени, получать любые данные по жилому фонду.

Внедрение программного комплекса «ЖКХ-Управление» — верный шаг к цифровой трансформации всех служб предприятия. Комплекс проинтегрирован со складскими и бухгалтерскими программами, используемыми на предприятии. Наряды, акты выполненных работ и материальные отчеты формируются автоматически одной кнопкой. Работают приложения для Android «Мобильный мастер» и «Акты осмотра».
Упрощаются и отношения между заказчиком и подрядчиком. Каждый выполненный наряд, акт выполненных работ согласовываются и подписываются в электронном виде. Всю производственную отчетность можно выводить в различных формах на печать.
Убедиться в высококачественном уровне реализованных проектов смогли и посетители выставки Energy Expo, в рамках которой ООО «Брайт Солюшенз» представляло свою продукцию на стенде, а технический директор Оксана РУСАК выступала на конференции с докладом о достоинствах программного комплекса «Астра».

Внедрение готовых решений ООО «Брайт Солюшенз» способствует достижению таких целей, как сокращение затрат на оказание услуг и повышение их качества.



