Кальвинский соборВ красивой легенде о названии этого города зашифрована драма одного из красивейших мест Беларуси, которое могло бы стать центром современного туризма, но сохранило лишь осколки исторической памяти. Согласно преданию при переправе через местную реку монгольский хан потерял золотую уздечку, которую так и не смогли найти. По другой версии, дорогой аксессуар лошадиной упряжи обронила царица Екатерина. УЗДА — небольшой районный центр, который сегодня как бы затерялся всего в 65 км от столицы между оживленными трассами М1 «Москва – Минск» и Р23 «Минск – Микашевичи». Окрестные деревни стали настоящим раем для дачников. Богатые на грибы и ягоды леса, живописные берега трех рек, Уздянки, Усы и Немана, гарантирующие удачу охота и рыбалка — и все это в 50 минутах езды от двухмиллионного мегаполиса. Но здесь есть что посмотреть и кроме природных красот. Посмотреть и представить, что все могло бы быть иначе, если бы не череда исторических потерь, будто предсказанных в древней легенде.

Потеря № 1. Истоки

Именно в Узденском районе берет начало великий Неман. Когда-то источник бил из-под большого камня на окраине деревни с говорящим названием Верхний Неман. Из него разбегались в разные стороны, а потом снова сливались в единое русло реки Лоша и Неманец. И опять красивая легенда о брате и сестре, поссорившихся между собой, но затем помирившихся и нашедших друг друга.

В середине прошлого столетия после мелиорации уровень грунтовых вод значительно понизился, и ручеек иссяк. Старожилы деревни уверяли, что камень взорвали, а его осколки использовали для строительства дороги. Позднее на этом месте энтузиасты установили другой валун, даже прикрепили мемориальную доску «У гэтых мясцiнах пад назвай Неманец бярэ пачатак славутая рака Неман». Однако, где начинается естественное русло сейчас, затрудняются сказать даже специалисты. Не случайно здесь родился афоризм, не менее лаконичный, чем выражение «сизифов труд». «Шукаць Неман у балоце» — так говорят о бесполезном деле местные жители.

Потеря № 2. Последняя миссия храма

В пяти километрах от Узды на территории бывшего имения Кухтичи, где сейчас располагается сельскохозяйственный лицей, сохранился памятник архитектуры XVI века — Кальвинский сбор. Впрочем, слово «сохранился» звучит, скорее, издевательски. Уникальный храм, включенный в 2001 г. в международный каталог 100 нуждающихся в спасении памятников, служит сегодня немым укором всем современникам.

Кальвинский собор

Первым владельцем Кальвинского сбора был Матей КАВЕЧИНСКИЙ, один из первых белорусских книгоиздателей. Вместе с Сымоном БУДНЫМ он издал несколько десятков книг, в том числе и первую Библию на белорусском языке. По предположениям историков, этот труд заканчивали именно в Кухтичах.

В XVII веке протестантский храм был переоборудован в костел, а в конце XVIII столетия преобразован в семейную усыпальницу. Именно тогда стараниями итальянского архитектора Карла СПАМПАНИ сооружение приобрело свой окончательный вид. Цилиндрические башни фасада, шатровая крыша, сложные пилястры, арочные окна, узкие щели бойницы — тогда казалось, что полутораметровые стены станут надежной защитой для склепа, устроенного под алтарем. Последним владельцам имения пришлось жестоко разочароваться в этой иллюзии.

Кальвинский собор

Кальвинский собор

IMG 2378

Кальвинский собор

Кальвинский собор

IMG 2387

Кальвинский собор

Кальвинский собор

Магдалена ЗАВИША и Николай РАДЗИВИЛЛ поженились в марте 1906 г., но их семейное счастье длилось лишь восемь лет. Князь погиб в 1914 г. в Восточной Пруссии, и его похороны стали последним значимым событием в судьбе имения Кухтичи и Кальвинского сбора. Наследника великого рода, героя нескольких войн, торжественно везли со станции Негорелое, и, согласно сохранившимся обрывкам воспоминаний, все 20 км дороги были усыпаны живыми цветами.

Прах Николая РАДЗИВИЛЛА был захоронен в склепе храма, но не нашел там упокоения. После революции в каплице была оборудована подстанция для нужд созданного совхоза «Кухтичи». Во время работ строители нового мира нашли гроб и разграбили все ценные вещи. По некоторым воспоминаниям, не побрезговали даже сапогами, стянув их с ног усопшего. Останки князя просто оставили в храме и зацементировали. «Тут займеў апошняе заспакаенне сын зямлi беларускай князь МIкалай Вацлаў РАДЗIВIЛ» — очень хочется верить в эту искреннюю надпись на мемориальной доске, установленной в 2014 г.

Магдалена ЗАВИША-РАДЗИВИЛЛ, меценатка и патриотка, благодаря поддержке которой открывались детские приюты и школы, издавались белорусские книги, строились костелы, умерла в январе 1945 г. в Швейцарии. Лишь в июле 2017 г. ее прах был возвращен в Беларусь и перезахоронен на территории костела св. Троицы в Минске. А перед этим его на время разместили в Кальвинском сборе. Храм исполнил свою последнюю миссию и сейчас медленно угасает без малейшей надежды на возрождение. Дико смотрится на изуродованном временем строении аккуратная табличка «Гiсторыка-культурная каштоўнасць. Прычыненне шкоды караецца па закону». В эту надпись тоже очень хочется верить…

Потеря № 3. Танцы на костях

В старом центре Узды привлекает внимание деревянный Крестовоздвиженский костел, построенный в 1798 г. по инициативе Казимира ЗАВИШЫ. В нем крестили Онуфрия и Доминика ЛУЦЕВИЧЕЙ — деда и отца белорусского песняра Янки КУПАЛЫ. Правда, этот исторический факт не защитил храм от осквернения. В 1935 г. власть отобрала строение у верующих и устроила в нем Дом культуры.

Крестовоздвиженский костел

Крестовоздвиженский костел

Новая культура началась с вандализма. Внутренне пространство костела разделили многочисленными перегородками, из-за чего исчезла уникальная акустика, благодаря которой раньше даже сказанное шепотом слово было слышно во всех уголках храма. Не пригодился почитателям нового искусства и орган. Инструмент разломали, а трубы растащили местные жители по дворам. Таким образом, место для идеологически правильных мероприятий было свободно. На первом этаже сначала был кинотеатр, а затем зал переоборудовали для проведения дискотек. Инициаторов идеи не смущал тот факт, что в подвальных помещениях костелов традиционно находились захоронения. Танцы на костях — один из видов нового искусства.

Крестовоздвиженский костел

Крестовоздвиженский костел

Католики много раз просили вернуть им храм, но так и не дождались благословения местных властей. А когда здание было признано аварийным, его просто бросили на произвол судьбы. Как это часто бывает в таких случаях, ответственность за святыню взяли на себя обычные граждане. Сначала энтузиасты на собственные средства отреставрировали ажурные кованые ворота кирпичной ограды, а затем костел выкупил местный предприниматель. Возможно, ему удастся сохранить святыню от окончательного разрушения, но возродить былое величие храма не в силах уже никто.

Потеря № 4. Вопреки традициям

Часовню-усыпальницу на узденском кладбище причисляют к одному из самых оригинальных памятников белорусской архитектуры. Построенное в форме пирамиды сооружение действительно выглядит нетипично для славянских традиций. Когда-то местные жители утверждали, что к каплице от Крестовоздвиженского костела вел длинный поземный ход, но это не более чем красивая легенда. Все, что можно увидеть сейчас внутри, — пустые ниши для захоронений. Можно только догадываться о судьбе находившегося когда-то в них праха.

Каплица

Каплица

Каплица

Каплица

Каплица

Каплица

Каплица

 

Потеря № 5. Во имя веры и надежды

Церковь Петра и Павла, в отличие от костела, хорошо сохранилась и сегодня является действующим храмом. Однако история ее не менее трагична и неразрывно связана с именами Михаила и Николая НОВИЦКИХ. Отец и сын пожертвовали своими жизнями при разных обстоятельствах, но во имя одной великой цели.

Михаил НОВИЦКИЙ был рукоположен в священника к Петропавловскому храму в 1920 г. и сразу снискал любовь и уважение местных прихожан. Пастырь не только проводил службы, но и в любое время суток принимал нуждающихся в духовной помощи. При этом его самого часто вызывали в НКВД, где проводили отнюдь не душеспасительные беседы. Отцу Михаилу неоднократно предлагали отречься от сана, но он продолжал служить Богу. Даже после того, как власти отобрали у верующих храм и сделали в нем склад для зерна, он проводил службы в церковной сторожке.

IMG 2347

Безбожники, натолкнувшись на непреодолимую силу духа, пытались отыграться на семье священника. Детей не принимали в школу, Новицким не продавали в магазине продукты. Прихожане помогали чем могли своему пастырю. Лишь в 1927 г. Николая и Наталью приняли сразу во второй, а Юрия — в пятый класс. До этого отец Михаил, по профессии учитель, сам обучал своих детей на дому.

Новицкие

А в 1935 г. он взошел на свою Голгофу. Накануне Пасхи, поздно ночью, в сторожку ворвались два человека в чекистских кожанках и потребовали золото и драгоценности. Не найдя ничего ценного, они зверски избили священника. Божественную литургию в день Святой Пасхи он служил лежа. Сторожка не могла вместить всех желающих, и люди стояли на улице, стараясь уловить каждое слово через открытые окна. На третий день Пасхи, 30 апреля 1935 г., отец Михаил скончался. Его похоронили на узденском кладбище, недалеко от каплицы.

Новицкие

Виновных в смерти священника никто не искал. Когда в стране не до законов, за крайними далеко не ходят. Крайними определили родных. Через три месяца после похорон семью Новицких лишили гражданских прав и выслали из Узды, поскольку районный центр находился тогда в приграничной полосе.

Новицкие

Николай, один из пятерых детей отца Михаила, работал на электростанции, затем в локомотивном депо, а в 1940 г. был призван на воинскую службу. На передовой он оказался с первых дней войны. Во время одного из боев был тяжело ранен, после шестимесячного лечения мог быть комиссован, но не захотел отсиживаться в тылу и попросился обратно на фронт.

Новицкие

Свое восхождение на Голгофу Николай совершил 10 октября 1942 г. в районе станицы Куринская. При штурме высоты, когда до гребня оставалось не более 30 метров, по наступающим бойцам из замаскированного дзота ударил пулемет. Сержант НОВИЦКИЙ накрыл амбразуру своим телом. В марте 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Новицкие

Михаил НОВИЦКИЙ 28 октября 1999 г. был канонизирован Святым Синодом Белорусской Православной Церкви и причислен к лику святых. Сейчас каждый год на третий день после Пасхи верующие с крестных ходом проходят по улицам Узды, повторяя последний путь священника. Проходят мимо улицы имени его сына Николая, мимо оскверненного Крестовоздвиженского костела, мимо опустошенной каплицы. И, может быть, когда-нибудь по проторенному пути мы сумеем вернуться к истокам и заслужить прощение тех, кто пожертвовал собой.

Виктор КИСЛЫЙ

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

 
logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 360-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос юристу Портала

Если вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах «Вопросы и ответы» и «База знаний», вы можете задать вопрос юристу Портала, для этого:

  1. Пройдите регистрацию или войдите в Личный кабинет пользователя
  2. Напишите и отправьте через Личный кабинет ваш вопрос
  3. Подпишитесь на одно из наших изданий через ЕРИП:
    на 1 номер журнала «Зеленый контейнер» в печатной версии
    на 3 номера журнала «Зеленый контейнер» в электронной версии
    на 1 номер журнала «Живи Как Хозяин» в печатной версии
  4. Сразу же после получения оплаты за подписку ваш вопрос будет отправлен в работу!

Подробнее о сервисе