5c456c9eaВо время Отечественной войны 1812 года Наполеон на десять дней остановился в Глубоком. По официальной версии, французский император ждал подхода тяжелой артиллерии, чтобы продолжить наступление на Москву. Но местные жители уверены, что главной причиной задержки великого полководца стала красота Собора Рождества Пресвятой Богородицы, тогда еще пребывавшего в статусе католического храма. Не случайно, отъезжая из города, Наполеон воскликнул: «Сожалею, что я не могу взять его с собою в Париж. Храму Notre Dame не стыдно было бы иметь его в соседстве».

Восхищение не склонного к сантиментам завоевателя можно понять. Собор с его богатой историей и не менее богатым убранством много раз переходил из рук в руки, менял облик, но так никому и не достался в качестве трофея. Как будто высшие силы охраняли святыню, а вместе с ней и весь город, от циничных посягательств.

1280px Kompleks klyashtara karmelitau Glybokae 1

IMG 1738Строительство храма инициировал в 1639 г. Иосиф КОРСАК, владевший Глубоким в то время. Осуществлением его планов занимались монахи католического ордена кармелитов, приглашенные для строительства, а сам КОРСАК умер в 1643 г. Что интересно, в XVII веке орден находился в нищенском положении, но за несколько десятилетий ситуация поменялась кардинально. Можно верить или не верить в силу высшего благословления, но факт остается фактом — именно после возведения костела монастырь стал процветать за счет собственных производств и щедрых пожертвований богатой шляхты. Глубокские кармелиты владели 11 фольварками, 67 деревнями. Им принадлежало 760 волок земли (1 волок равен 21,36 га). 14 мельниц, заездный двор и две корчмы приносили постоянную прибыль.

IMG 1602IMG 1608

Еще более удивительно, что почувствовавшие вкус роскоши монахи не погрязли в трясине бытовых излишеств, а сохранили свободу взглядов и веру в моральные ценности. В 1831 г. они поддержали восстание против царского правительства, предоставив подземелья монастыря для хранения оружия, укрытия повстанцев и лечения раненных. Протесты были жестоко подавлены, а монахи вынуждены были покинуть насиженные места и уехать в украинский город Каменец-Подольский.

Над храмом появились новые кресты, свидетельствующие об упразднении костела и передаче его православному благочинию. Внутри устроили иконостас, иконы для которого писал выпускник Санкт-Петербургской академии художеств Иван ТРУТНЕВ. До сих пор работы этого мастера, находящиеся в Соборе, являются единственными в Беларуси.

Сейчас в храме хранится 52 иконы, и каждая из них стала свидетельством торжества высшей справедливости независимо от формы куполов и мелодии колокольного перезвона. Какие бы события ни ломали существующую реальность, как бы ни менялись власти и законы, внутри этих стен мирно сосуществуют символы разных эпох и черты разных вероисповеданий.

IMG 1621IMG 1626IMG 1645

Икона Пресвятой Богородицы «Ченстоховская» создавалась еще для деревянной Свято-Троицкой церкви, которая сгорела в 1880 г. Образ чудом уцелел и был передан в Собор, а в 1898 г. на старый холст натянули еще один и написали изображение заново.

IMG 1606

Интересна история иконы Пресвятой Богородицы «Остробрамская Виленская», которая одинаково почитается и католиками, и православными. Она была привезена из Херсонеса в Вильно, а оттуда в 17 веке попала в костел, а после его упразднения полностью перерисовывается с добавлением оклада и короны. О чудодейственной силе образа сохранилось много легенд, а одним из подтверждений их реальности стала металлическая подвеска с изображением младенца в пеленах. Такие медальоны преподносились в знак Благодарности Божьей Матери и свидетельствовали о чудесном исцелении.

IMG 1623

О степени благоговения перед иконой Пресвятой Богородицы «Достойно есть» («Милующая») свидетельствует обилие цветов возле нее. Это копия чудотворного образа, хранящегося в Карейском храме на Афоне. В 1908 г. настоятель Евфимий ДИВОЛОВСКИЙ затеял ремонт храма и в поиске средств рассылал письма с просьбой о помощи. На одно из них откликнулись с самого Святого Афона. Но, поскольку денег у монахов не было, они предложили в дар икону. Она была написана масляными красками на кипарисовых досках и окроплена водой реки Иордан. Внутрь заложены мощи святых и кусочки ваты, освященные маслом неугасимых лампад Гроба Господня, Гроба Пресвятой Богородицы и Голгофы.

IMG 1633

В 2004 г. на поверхности иконы были замечены бурые потёки, следы которых видны и сейчас. Правда, чудо мироточения официально доказывать не стали, поскольку для этого нужно создавать комиссию при Епархии, направлять вещество на экспертизу и проходить множество других обязательных процедур. В Глубоком и без того верят в чудодейственную силу икон и в величие Собора Рождества Пресвятой Богородицы.

Величие можно заметить даже в плитах из шведского мрамора, укрывающих пол. Такой материал в Речь Посполитую стал поставляться в XVI веке. В скандинавской стране его рубили и полировали, затем по Балтийскому морю поставляли в Гданьск, куда съезжались представители самых богатых монастырей. В Беларуси такой пол можно увидеть в Несвижском замке и Гродненском костеле, небольшой фрагмент остался в Жировичах. На некоторых плитах можно заметить рисунок палеонтологических окаменелостей, подчеркивающих возраст природного материала и придающих ему особенный благородный изыск.

В святых стенах принято обращать взор вверх. В Соборе Рождества Пресвятой Богородицы есть возможность в прямом смысле заглянуть и в глубину. Здесь находятся самые большие в Беларуси храмовые подземелья. Сейчас достоверно никто не скажет их первоначальные размеры. По одной из легенд, ход вел к Березвечскому монастырю, находящемуся в трех километрах. Но эту версию специалисты считают маловероятной. Хотя сохранились воспоминания 1932 года, когда группа старшеклассников местной гимназии попыталась пройти по маршруту монахов. Ребята взяли с собой запас еды на три дня, лопаты и спустились вниз. Неизвестно, какое расстояние им удалось пройти, но они вынуждены были повернуть назад, когда от недостатка кислорода стали гаснуть свечи. Дальше двигаться было опасно.

IMG 1649IMG 1653

IMG 1658Сегодня многие ходы засыпаны или замурованы, коридоры упираются в тупики. Хотя даже оставшееся доступным пространство впечатляет своими размерами. Подземелье шириной около 20 м тянется в длину на 50 м. Здесь нет икон, нет художественной росписи на стенах, но голые своды из красного кирпича, на которых можно заметить сохранившиеся следы сажи от факелов монахов, впечатляют не меньше, чем творения мастеров живописи. Правда, чувства возникают совершенно иные.

Подземелье было предназначено для захоронения, и можно только догадываться, сколько людей нашли здесь последний приют за 224 года существования монастыря. В некоторых местах из земли выступают полуистлевшие гробовые доски, в стенах зияют пустотой ниши, в которых хоронились более знатные служители или почетные граждане города. Все это сохранило величие священного таинства смерти, несмотря на то, что останки не единожды осквернялись.

IMG 1656

IMG 1676IMG 1690С 1949-го до конца 70-х годов прошлого столетия подземелья монастыря использовались в качестве склада консервного завода. Особый цинизм заключался в том, что церковь продолжала действовать. Пока в подвале на костях усопших монахов закатывались банки, наверху проводились службы. Для разгрузки продукции в стене прорубили отдельный вход. Сегодня этот акт промышленного вандализма дает возможность оценить грандиозность сооружения: толщина стены составляет 2,5 м.

После того, как завод закрылся, здесь остались кучи мусора, от остатков которого избавлялись вплоть до 2009 г. В одной из ниш под грудой хлама нашли человеческие останки. По оценкам экспертов здесь покоилось (если такое слово уместно при подобных обстоятельствах) от 20 до 25 тел. Одно из них принадлежало женщине, одетой в платье XVII века.

До сих пор идут споры о том, как кости оказались в этом месте, причем оба предположения выглядят одно ужаснее другого. По одной из версий люди умерли насильственной смертью от рук палачей, по другой — это тела монахов, которые перенесли сюда мародеры после разграбления захоронений.

IMG 1693Сейчас подземелье приобрело, насколько это возможно, свой исторический облик, и на пустующих площадях принципиально не устраивают музей. Любая выставочная экспозиция будет выглядеть так же кощунственно, как и ряды консервных банок. Хотя некоторые следы прошлого все-таки остались. По обломкам сделанных вручную кирпичей можно судить о кропотливости производства этого строительного материала. Деревянные формы заполнялись глиной, а затем мастер проводил по ней пальцами, оставляя углубления. Возможно, это делалось для сцепки с раствором при кладке или для ребра жесткости, или просто для плотного прижатия к форме. А один из кирпичей сохранил отпечаток собачьей лапы, так что лучший друг человека тоже оставил свой след в истории.

Не убрали и осколок бутылочного горлышка с заржавевшей на нем пробкой. Старожилы утверждают, что когда-то здесь нашли ящик шампанского и пробовали открыть бутылки, но получилось то, что получилось. Пробка оказалась прочнее стекла. Утверждают также, что посол Франции во время посещения Глубокого лично осмотрел горлышко и сделал вывод, что вино произведено в южных районах его страны. Возможно, это остатки припасов Наполеона. Сейчас, как говорится, на вкус не попробуешь, но версия красивая.

Зато своими руками можно потрогать жала как минимум двух войн: в подземелье среди россыпи патронов времен Великой Отечественной найден и обломок ядра предположительно начала XVIII века. Это свидетельство жестокости времен одновременно напоминает и о неуязвимости веры, благодаря которой Собор сохранил свое величие. Чтобы убедиться в этом величии, достаточно выйти из подземелья и подняться на колокольню.

К слову, высота Собора составляет 42,5 метра, а окна колокольни, из которых как на ладони виден весь город, находятся на уровне 8 этажа. Чтобы добраться до этой универсальной обзорной площадки, придется преодолеть высокие ступени узкой винтообразной лестницы. Восхождение не из легких, но в награду действительно впечатляющий вид на Троицкий костел, сохранившееся строение Березвечского монастыря, озера Великое и Кагальное.

IMG 1710

IMG 1736Здесь же, на колокольне, можно еще раз убедиться в незыблемости веры. Практически на уровне глаз оказываются три креста: по бокам два православных, а между ними — католический, кузнечной работы, с характерными лучами. Его не смогли демонтировать при перестройке костела, поскольку основание уходит глубоко в кладку и, возможно, тянется до самой земли, одновременно выполняя роль громоотвода. Они так и остались на одном уровне с небесами — символы разных исторических эпох, разных государственных устоев.

Говорят, что в Российском государственном архиве кинофотодокументов сохранились изображения Глубокого после его освобождения от немецко-фашистских захватчиков: разрушенный после артподготовки практически до основания город, и возвышающийся над руинами, неуязвимый для снарядов Собор. Он не стал трофеем Наполеона, он пережил лихолетье войн и восстаний, он не утратил святости во времена атеистического безбожия. Звучащие в нем молитвы не сумели заглушить ни артиллерийские канонады, ни грохот цехов консервного завода. Мелодичный перезвон колоколов и сегодня напоминает о ценностях, которым суждено остаться вечными.

IMG 1725

Виктор КИСЛЫЙ

Фото автора и открытых источников 

 

 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

 
logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 360-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос юристу Портала

Если вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах «Вопросы и ответы» и «База знаний», вы можете задать вопрос юристу Портала, для этого:

  1. Пройдите регистрацию или войдите в Личный кабинет пользователя
  2. Напишите и отправьте через Личный кабинет ваш вопрос

Подробнее о сервисе