intro

Жилищно-коммунальные услуги, как и иные товары и услуги, должны соответствовать определенному качеству.

Добросовестный потребитель, получая очередную «жировку», привык исправно платить по счетам, и даже в случае недовольства качеством обслуживания сдерживать свои эмоции. Чувства чаще выплескиваются в обращениях и претензиях: холодно или слишком жарко в квартире, качество воды оставляет желать лучшего, не всегда убрано в подъезде и т. д.

 

Правительством принято решение, которым ужесточена ответственность за качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Работники организаций ЖКХ, обеспечивающих предоставление жилищно-коммунальных услуг, должны понимать, что несоответствие качества таких услуг установленным требованиям, нормативам и параметрам скажется в том числе и на уровне их заработной платы.

Переход отношений в экономическую плоскость позволит воспитать чувство собственника у потребителей и повысить чувство ответственности у поставщиков жилищно-коммунальных услуг.

С этой целью в Беларуси поменялся порядок перерасчета платы за некачественно оказанные жилищно-коммунальные услуги, а также за услуги, предоставленные с грубыми недостатками или не предоставленные вовсе. Соответствующие изменения в постановление Совета Министров от 27 января 2009 г. № 99 внесены правительством 28 февраля 2019 г. № 133.

Новый документ определил «правила игры» и для поставщиков услуг, и для потребителей. Он должен «подтолкнуть» организации к улучшению качества предоставляемых услуг.

Потребителю, чтобы грамотно и эффективно отстаивать свои права, стоит внимательнее изучить новый документ.

Итак, что меняется?

Водоснабжение

Раньше можно было потребовать перерасчет в размере 10 процентов от стоимости воды, если она не соответствовала санитарным нормам, например в ней завышены показатели железа. В денежном выражении это выливалось в несущественные суммы — в среднем семья из трех человек, проживающая в двухкомнатной квартире, могла вернуть чуть больше рубля, поэтому потребителю просто не хотелось возиться со сбором документов. Сейчас размер перерасчета будет поэтапно увеличиваться до 30 процентов (см. инфографику), и в этом случае речь идет уже о куда более внушительных суммах.

Стратегия плавного увеличения оставляет для водоканалов возможность модернизировать производство (построить станции обезжелезивания, поменять оборудование на скважинах, реконструировать очистные сооружения и др.). Тем предприятиям, которые не захотят воспользоваться предоставленным временем для усовершенствования своей деятельности, придется в буквальном смысле расплачиваться рублем за свою нерасторопность.

Положение вводит возможность пересчитать стоимость воды в случае предоставления услуги с перерывами. То есть, если в течение месяца воду будут отключать более двух раз на время, превышающее установленное техническими нормативными правовыми актами (допустимое расчетное время ликвидации аварий может варьироваться от 8 до 24 часов в зависимости от системы водоснабжения), можно обратиться в организацию с требованием уменьшить на 10% плату, начисленную за весь месяц.

Отопление

В новой редакции Положения сохранилась старая норма, позволяющая уменьшить плату за тепло, если в квартире холодно — температура воздуха больше суток держится ниже +18°С. После необходимых процедур с замерами температуры специалистами ЖКХ размер платы рассчитывается (уменьшается) с учетом недопоставленного тепла.

Однако самым спорным вопросом всегда была проблема так называемых перетопов. В некоторых квартирах приходится сутками держать форточки открытыми. А поставщика тепла такая ситуация вполне устраивала, ведь приборы учета на входе в жилой дом не делят гигакалории на нужные и лишние. Документ вводит норму, при которой перетопы станут головной болью не потребителя, а исполнителя услуги. Сейчас предусматривается перерасчет платы за отопление при температуре воздуха в жилом помещении выше +24 °С более суток. То есть, каким бы ни был перегрев, потребитель будет платить по счетчику только за тепло, поддерживающее температуру до +24 °С. Все остальное — за счет организации.

Техническое обслуживание

Стоит внимательно ознакомиться с перечнем работ по техническому обслуживанию жилого дома, поскольку новый документ изменил механизм перерасчета и за эту услугу в случае несоответствия требованиям технических нормативных правовых актов и законодательству.

Техническое обслуживание дома — это перечень работ, которые выполняются хаус-мастерами и узкими специалистами в самом доме. Он включает в себя как работы по обслуживанию инженерного оборудования (трубы, сети), так и работы в подвалах, на крышах, чердаках, подъездах и т. д. Все работы выполняются с разной периодичностью (1 раз в месяц, 1 раз в год, 2 раза в год) в разное время. Для этого в организации ЖКХ составляется специальный график и ведется учет.

Если эти графики нарушаются и работы не проводятся, размер платы за ТО снижается: на 10%, если работы связаны с конструктивными элементами жилого дома, на 25% — с техническим обслуживанием инженерного оборудования (см. инфографику).

Важный момент: чтобы стоимость технического обслуживания в случае некачественного оказания услуги уменьшилась в извещениях всех проживающих в доме жильцов, достаточно заявления одного из собственников.

1перерасчет 01

 

Отходы и санитарное содержание вспомогательных помещений

Некоторые изменения коснутся и перерасчета за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Как и прежде, плата за вывоз мусора уменьшается на то количество дней, когда мусор не вывозился. Только теперь это можно сделать на основании утвержденных схем обращения с коммунальными отходами на территории определенного населенного пункта. Условия вывоза мусора в этих схемах могут быть разные — каждый день или несколько раз в неделю. Все зависит от его образования, количества контейнерных площадок, транспорта, расстояния между населенными пунктами. Схемы утверждаются исполкомами. Иными словами, если в соответствии со схемой отходы должны были быть вывезены 6 раз в месяц, а фактически были вывезены 5 раз, плата за вывоз ТКО уменьшается за 1 раз. С маршрутными графиками обслуживания жилых домов потребители могут ознакомиться в обслуживающей организации.

Подобный принцип действует и в отношении санитарного содержания вспомогательных помещений. Уборка подъезда и других мест общего пользования проводится в соответствии с графиками, установленными организацией, оказывающей услугу. Если уборки не было (установлен факт неоказания услуги по заявлению потребителя), всем жильцам квартир в подъезде придут извещения с уменьшенной платой.

 

1перерасчет 04

 

1перерасчет 03

Газ и электричество

Документом установлено, что допустимая продолжительность перерывов в газо- и электроснабжении не должна превышать 24 часа. Если ремонтные работы в сетях затянутся на более длительный период, размер платы за эти услуги должен уменьшится на 10 процентов.

1перерасчет 02

Яна ЩУКА

Портал коммунальной грамотности

Комментарии  
Владимир
0 # Владимир 18.03.2019 12:53
Добрый день! На подъезде висит объявление о том, что сухая уборка общественных мест производится 1 раз в неделю. Но в самом подъезде (при входе) лежит прошлогодняя листва до сих пор. И ещё: как осуществляется контроль температуры в квартирах? С момента установления температуры на улице выше нуля - в квартире температура 27-28 градусов! каким образом и кем это должно фиксироваться и куда передавать информацию?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Admin
0 # Admin 18.03.2019 14:06
Цитирую Владимир:
Добрый день! На подъезде висит объявление о том, что сухая уборка общественных мест производится 1 раз в неделю. Но в самом подъезде (при входе) лежит прошлогодняя листва до сих пор. И ещё: как осуществляется контроль температуры в квартирах? С момента установления температуры на улице выше нуля - в квартире температура 27-28 градусов! каким образом и кем это должно фиксироваться и куда передавать информацию?

Предъявите претензию организации ЖКХ. Они обязаны прийти и убедиться, что подъезд не убирается и увидеть показания температуры в вашей квартире gkx.by/poleznye-sovety/2175-kak-pred-yavit-pretenziyu-organizatsii-zhkkh-poshagovaya-instruktsiya
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Машенька
0 # Машенька 18.03.2019 13:17
о-о-о, завидую, у вас в квартире тепло, а мы всю зиму болеем, 17-18, выше 20 не поднимается никогда... мерзнем и ничего сделать не можем...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ilya navicenka
0 # Ilya navicenka 18.03.2019 21:15
У нас то покруче,можно ли ведь считать некачественно предоставленные услуги электроэнергии,у меня вечно в розетках 270-320 вольт,живу в "арендном жилье" от ЖКХ, общежитие 60-х годов , ремонта нет,стены сыплются, перекос фаз электроэнергия скачет от 140-320 вольт. Спасает стабилизатор,а жировки по 300 рублей приходят,а это от Минска 25 км ,боюсь представить что творится у тех кто живёт дальше.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий


data-matched-content-rows-num="3,1" data-matched-content-columns-num="1,4"

logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 203-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос специалисту

Если Вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах "Вопросы и ответы" и "База знаний", Вы можете задать вопрос специалисту, для этого пройдите регистрацию или войдите в личный кабинет пользователя.

Сервис «Вопрос-Ответ» на Портале коммунальной грамотности населения предназначен для граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг. Специалисты Портала не имеют полномочий отвечать на вопросы предприятий системы ЖКХ и частных организаций, обслуживающих жилфонд (ТС, ЖСПК и др.). Разъяснения по новому законодательству в сфере ЖКХ, в том числе ответы на вопросы, возникающие у предприятий системы, публикуются в журнале «Живи Как Хозяин» с сентября 2016 года.