Виктор КИСЛЫЙ,

журналист Портала коммунальной грамотности населения

c501a702ef05e90d163a1eeeb1633357 XLПостепенное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги вызывает неизменный вопрос: «Когда же, наконец, население станет оплачивать 100 % их реальной цены, и хватит ли на это скромной зарплаты рядового потребителя?» Не обязательно быть сильным экономистом, чтобы уяснить, что жить нужно по средствам. А средства нужно уметь считать.

Предприятия ЖКХ переходят на режим жесткой экономии, направленной, прежде всего, на снижение себестоимости производства. Здесь можно упомянуть сокращение коллективов, модернизацию объектов с внедрением энергоэффективного оборудования, отказ от обслуживания так называемых непрофильных объектов, совершенствование логистики и другие мероприятия. Своеобразным инструментом такой деятельности являются планово-расчетные цены и предельно-допустимые тарифы, за превышение которых спрос со специалистов самый жесткий. Другими словами, коммунальники стремятся выполнить один из главных законов рынка о соответствии качества и цены. Однако часто мы сами сводим на «нет» все их усилия, ведь себестоимость услуги зависит не только от расторопности ее поставщика, но и от сознательности отдельного пользователя.

Возьмем, к примеру, обращение с твердыми коммунальными отходами. К разноцветным контейнерам на улицах населенных пунктов мы относимся как к обязательному атрибуту раздельного сбора, бесплатному приложению экологического порядка. И когда железная или пластиковая емкость с грохотом опрокидывается в подъехавший мусоровоз, создается впечатление, что она сделана на века и априори не заслуживает бережного отношения. Между тем, это оборудование остается одной из самых затратных статей процесса, и для его обновления часто не обойтись без кредитных ресурсов или спонсорских средств. При этом срок службы часто не превышает 3-5 лет как раз из-за недостаточно заботливой эксплуатации.

Когда мы покупаем посуду, то обязательно изучаем инструкцию, для чего ее можно использовать. «Для сыпучих продуктов», «для питьевой воды», «для холодных продуктов» — надписи на кружках или тарелках остаются строгим руководством к действию, поэтому годами служат хозяйкам на кухне. В случае с контейнерами принцип остается тем же: что предназначено для бумаги, не нужно использовать для сбора стекла и т. д.

Но хуже всего, когда в емкости с вторичными материальными ресурсами попадают пищевые отходы, остатки сорной травы, ветки. Они не только загрязняют ценное сырье, затрудняя дальнейшую его переработку, но и провоцируют коррозию металлических стенок контейнера. Въевшуюся в поверхность гниль невозможно идеально отмыть, и даже грунтовка и покраска уже не остановят губительный процесс. А потом мы сами же брезгливо подходим к ржавым емкостям, возмущенно пожимая плечами: какой раздельный сбор? Какая экология?

DSC03124И уж совсем не предназначены контейнеры для непогашенных окурков и спичек, не прогоревшего до конца пепла. Такие «отходы» могут спровоцировать возгорание, и подобные факты отнюдь не являются редкостью. Например, в небольшой Лиде за 8 месяцев текущего года сгорело 16 пластиковых контейнеров, из них 13 не подлежат восстановлению. А, между прочим, каждый из них стоит 230 руб. (2 млн 300 тыс.). На восстановлении «покалеченного» оборудования здесь работает целый цех. К слову, затраты на восстановительные работы составляют до 30 % от стоимости контейнера. А по времени ремонт может занять не одни сутки: поврежденную часть нужно аккуратно вырезать, затем наложить заплатку, прогрунтовать, покрасить. И кто должен платить за все это «непреднамеренное искусство»?

DSC03120

Нарушение требований законодательства об обращении с отходами влечет предупреждение или наложение штрафа на физическое лицо в размере от 5 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 200 б. в., на юридическое лицо — до 1000 б. в. В Уголовном кодексе Республики Беларусь есть статья об уничтожении или повреждении имущества, которой предусматриваются еще более жесткие санкции. Но чаще всего за чью-то личную бесхозяйственность и опрометчивость приходится расплачиваться, что называется, всем миром. И пока мы можем себе позволить пренебрежительно относиться к государственному (читай, общему) имуществу, имеем ли право возмущаться по поводу дороговизны тарифов?

 

Добавить комментарий


logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 203-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос специалисту

Если Вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах "Вопросы и ответы" и "База знаний", Вы можете задать вопрос специалисту, для этого пройдите регистрацию или войдите в личный кабинет пользователя.

Сервис «Вопрос-Ответ» на Портале коммунальной грамотности населения предназначен для граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг. Специалисты Портала не имеют полномочий отвечать на вопросы предприятий системы ЖКХ и частных организаций, обслуживающих жилфонд (ТС, ЖСПК и др.). Разъяснения по новому законодательству в сфере ЖКХ, в том числе ответы на вопросы, возникающие у предприятий системы, публикуются в журнале «Живи Как Хозяин» с сентября 2016 года.