Оплата, обслуживание и ремонт лифтаВ последнее время развернулась нешуточная полемика по поводу изменения оплаты за пользование лифтом. В частности, Интернет-форумы пестрят ехидными замечаниями: «кто придумал, что на лифте метры возят», «неужели метры весят больше людей» и т. д. Причина понятна: люди привыкли жить «по-старому». Но правильно ли  — «по-старому»? В СССР — да, правильно. Лифты принадлежали государству, и оно взимало плату за пользование ими, чтобы компенсировать износ оборудования, а определяло плату количество прописанных (или пользователей), и взималась она с проживающих выше второго этажа. Это были классические социальные арендные дома. Но — произошла приватизация, все многоэтажки стали совместными домовладениями, и лифты, как неделимая часть дома, являются коллективной собственностью. Их владельцы — все собственники квартир в доме. Логично ли с собственника требовать плату за пользование принадлежащим ему имуществом?

Лифт — это не средство передвижения, не вертикальное метро, а часть дома, которая определяет его потребительские качества и влияет на стоимость квартир (капитализацию недвижимости).

Интересен опыт наших соседей. Чтобы не услышать сразу же аргумент, связанный с «европейскими зарплатами», рассмотрим опыт страны, где зарплаты были и остаются ниже, чем в Беларуси.

В Украине с 2011 года существует плата за техническое обслуживание лифтов. На том основании, что лифт — неотъемлемая и неделимая часть дома.

«Мы платим не за поездки на лифте, а за уровень благоустройства дома. Дом с лифтом считается домом повышенного уровня благоустройства. Поэтому стоимость квартирной платы в нем выше. То есть ездить на лифте или нет — право жильцов, в оплату же входит не факт пользования лифтом, а обслуживание его работы, раз он есть в доме. Снятие платы возможно только с помещений первого этажа, не имеющих выхода на лестничную площадку» — такие разъяснения дают собственникам квартир украинские управители (управляющие) многоэтажек, где не созданы ТС (ОСББ) или ЖСК.

В некоторых городах введены карточки за пользование лифтом. Одна поездка стоит примерно 40 копеек, за карточку со встроенным чипом, которая позволяет проехать в лифте, также нужно заплатить 44 гривны, правда, на ней уже есть 100 поездок. Потом карточку можно пополнить в любом отделении «Ощадбанка» Украины. Таким образом, совладельцы дома, проживающие на 1-х этажах, и владельцы нежилых помещений в доме могут не приобретать карточки и не платить за пользование лифтом.

Исключением из общих правил являются дома, где созданы ТС (ОСББ) и кооперативные дома, в которых решение принимают сами совладельцы (собственники жилых и нежилых помещений) на общих собраниях. С вступлением в 2015 году в силу Закона Украины «Об особенностях права собственности в многоквартирных домах», у совладельцев есть право общим собранием принимать решения об управлении и распоряжении общим имуществом, например освободить от оплаты за техническое обслуживание лифтов собственников жилых и нежилых помещений 1-го этажа. Но о таких прецедентах в Украине пока неизвестно.

Оплата за техническое обслуживание лифтов насчитывается исходя из доли отдельного владельца жилого или нежилого помещения в общем имуществе совместного домовладения. Единицей измерения этой доли является количество м2 общей площади помещения. Формулу оплаты определяет постановление Кабинета Министров Украины № 869 от 01.06.2011:

Влз = Вл : Пл,

где Влз — затраты на техническое обслуживание лифтов в пересчете на 1 м2; Вл — стоимость обслуживания всех лифтов дома (без электроэнергии) в месяц; Пл — суммарная общая площадь квартир и нежилых помещений (кроме квартир первого этажа и нежилых помещений в жилом доме, не имеющих отдельных выходов непосредственно на лестничные площадки).

Электроэнергия, которую потребляет лифт, входит в статью «освещение мест общего пользования и работа лифтов», которую собственники квартир оплачивают отдельно, по показаниям общедомовых электросчетчиков. Общая сумма за электроэнергию (по дому) распределяется на всех членов совместного домовладения, исходя из доли в общем имуществе (по м2 общей площади помещений).

Геннадий Каленов – Исполнительный директор Международная ассоциация менеджмента недвижимости (МАМН)

Добавить комментарий


logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 203-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос специалисту

Если Вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах "Вопросы и ответы" и "База знаний", Вы можете задать вопрос специалисту, для этого пройдите регистрацию или войдите в личный кабинет пользователя.

Сервис «Вопрос-Ответ» на Портале коммунальной грамотности населения предназначен для граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг. Специалисты Портала не имеют полномочий отвечать на вопросы предприятий системы ЖКХ и частных организаций, обслуживающих жилфонд (ТС, ЖСПК и др.). Разъяснения по новому законодательству в сфере ЖКХ, в том числе ответы на вопросы, возникающие у предприятий системы, публикуются в журнале «Живи Как Хозяин» с сентября 2016 года.