IMG 3318Принцип расширенной ответственности производителей (РОП) законодательно внедрен в нашей стране в 2012 г., после вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления». Данным документом предусматривалось, что производители и импортеры упаковки должны позаботиться о дальнейшем использовании отходов, образующихся после потребления населением товаров. При этом существует два варианта выполнения обязанности: самостоятельно организовать сбор отходов или вносить средства на счет государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов», осуществляющего координационную деятельность в сфере обращения с отходами. Эти средства направляются на компенсацию предприятиям расходов по сбору отходов, организационно-техническое и информационное обеспечение, рекламную деятельность и маркетинговые исследования, а также на экспериментальные и научно-исследовательские проекты. Именно благодаря такой схеме финансирования осуществлялось выполнение государственных программ, внедрение новых технологий, строились сортировочные производства и др.

С 2014 по 2018 г. предприятиями республики за выделенные оператором средства приобретено 66792 контейнера для раздельного сбора ТКО и 1876 контейнеров для ламп и батареек, 462 мусоровоза и другой спецтехники, 133 погрузчика, 151 пресс. Благодаря проведенным мероприятиям процент использования ТКО повысился с 10% в 2012 г. до 22,7 в 2019-м.

С 1 июля текущего года отношения в сфере обращения с отходами товаров и упаковки будут регулироваться Указом Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 г.
№ 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами, образующимися после утраты потребительских свойств товаров и упаковки», принятым взамен Указа № 313, который утратит свою силу.

Какие новшества содержатся в документе, Порталу коммунальной грамотности рассказали в государственном учреждении «Оператор вторичных материальных ресурсов».

Как и раньше, предусматривается два способа выполнения производителями и поставщиками обязанности. Но если раньше перечень товаров и упаковки содержался в Указе, то теперь новый перечень должен установить Совет Министров Республики Беларусь.

IMG 3387

Также Совмин должен будет установить порядок, условия применения и требования к собственной системе сбора отходов, и типовую форму договора с учреждением, размеры, порядок расчета и сроки внесения платы.

Собственная система сбора может применяться и в отношении бумажной и картонной упаковки, что раньше Указом № 313 было ограничено, а также отменена необходимость регистрации в реестре производителей и поставщиков.

IMG 3441

Позитивным изменением является существенное сокращение размеры пени за несвоевременное внесение платы. Ранее она составляла 0,1% за каждый день просрочки, теперь лишь 1/360 ставки рефинансирования или 0,025%.

Дополнены случаи освобождения от обязанности по организации сбора, обезвреживания или использования отходов. Освобождение коснется:

- индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют розничную торговлю или общественное питание, в части упаковки, в которую упакованы ввезенные ими для реализации или собственного использования товары. Такое решение принято для создания благоприятных условий для расширения деловой и предпринимательской инициативы граждан путем снятия лишней финансовой и административной нагрузки;

- товаров и упаковки, которые используются некоммерческими организациями для осуществления своих функций, медицинская техника и товары медицинского назначения (кроме ртутных термометров);

- товаров и упаковки, которые переданы самими производителями и поставщиками на захоронение в связи с утратой потребительских свойств или в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

IMG 4003

Еще одно изменение состоит в том, что теперь практически всем производителям и поставщикам (кроме индивидуальных предпринимателей, указанных выше, и ряда организаций, например, консульских учреждений, некоммерческих организаций) придется представлять в учреждение информацию об основаниях освобождения от выполнения обязанности. Советом Министров будет установлен перечень подтверждающих документов, что позволит исключить неоднозначность в части наличия или отсутствия у производителя или поставщика оснований для освобождения от выполнения обязанности.

Следует отметить и исключение одного из основания для освобождения от обязанности, которое ранее было предусмотрено в Указе № 313 – в части упаковки, в которую упакованы товары, используемые в собственной деятельности в качестве основных средств, материалов, сырья, запасных частей (комплектующих). Ранее освобождение применялось независимо от способа дальнейшего обращения с отходами упаковки. Теперь порядок освобождения такой упаковки будет дополнительно урегулирован в рамках собственной системы сбора отходов.

IMG 2746

Также предусмотрены некоторые изменения по освобождению производителей полимерной упаковки и изделий из пластмасс в связи с использованием для их производства полимерных отходов. В соответствии с Указом № 313 для освобождения нужно было использовать не менее 30% отходов, Указом № 16 предусмотрено постепенное увеличение доли отходов в производстве для освобождения: с 2021 года – 35%, с 2023 года – 40%.

Вводятся новые виды компенсации расходов, наиболее значимыми из которых являются: за использование или обезвреживание отходов (ранее была только за сбор отходов при условии передачи на использование или обезвреживание) и за использование экологичной упаковки при производстве продукции, а также регулирование порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг) получателями средств.

Размеры компенсации и конкретные виды отходов и упаковки, за которые она выплачивается, а также порядок проведения закупок дополнительно установит Совет Министров.

IMG 7158

 

Читайте также: ИНФОРМАЦИЯ о расходовании средств, поступивших на текущий (расчетный) банковский счет государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» в 2019 году

info spending money 2019 г

 

Портал коммунальной грамотности

Фото из архива Портала


ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ!

Для добавления комментария необходимо авторизоваться!

data-matched-content-rows-num="3,1" data-matched-content-columns-num="1,4"

logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 203-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос специалисту

Если Вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах "Вопросы и ответы" и "База знаний", Вы можете задать вопрос специалисту, для этого пройдите регистрацию или войдите в личный кабинет пользователя.

Сервис «Вопрос-Ответ» на Портале коммунальной грамотности населения предназначен для граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг. Специалисты Портала не имеют полномочий отвечать на вопросы предприятий системы ЖКХ и частных организаций, обслуживающих жилфонд (ТС, ЖСПК и др.). Разъяснения по новому законодательству в сфере ЖКХ, в том числе ответы на вопросы, возникающие у предприятий системы, публикуются в журнале «Живи Как Хозяин» с сентября 2016 года.