3456Подведены итоги публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 7».

Проект подготовлен в целях повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и работ по благоустройству, в том числе посредством проведения конкурсов на оказание данных услуг и работ, определения основных прав и обязанностей государственных заказчиков в сфере жилищно-коммунального хозяйства и порядка финансирования расходов на их содержание.

Организатор общественного обсуждения – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Обсуждение осуществлялось на Правовом форуме Беларуси с 3 по 14 сентября 2019 г.

По результатам обсуждения поступило 7 сообщений от 7 участников обсуждений, из них 2 участника выступили с идентичными предложениями и от одной организации, еще 2 участника – с идентичными предложениями от разных организаций.

Большинство замечаний и предложений, представленных организациями, осуществляющими деятельность в сфере технического обслуживания лифтов, рассматривались в ходе формирования и согласования проекта постановления с обоснованием невозможности и (или) нецелесообразности их принятия.

Сводная таблица

замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 7».

Структурный элемент проекта нормативного правового акта

Содержание замечаний и (или) предложений

Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений

Обоснование
(в случае неучета)

Редакция 
(в случае учета)

Абзац 2 пункта 1
Положение о порядке проведения конкурсов на оказание жилищно-коммунальных услуг (выполнение работ), предоставляемых на конкурентной основе (далее – Положение 1)

Изложить в следующей редакции:

«Действие настоящего Положения распространяется на отношения по определению исполнителя жилищно-коммунальных услуг в многоквартирных, блокированных жилых домах, в которых общим имуществом управляет уполномоченное лицо по управлению общим имуществом, а также в общежитиях государственного жилищного фонда. Для товариществ собственников и организаций застройщиков (далее – организаций собственников) данное положение носит обязательный характер, если иное не установлено решением общего собрания (собрания уполномоченных) этих организаций.»

Обязательность проведения конкурса не является предметом правового регулирования проекта постановления

 

Абзац 4 пункта 1 Положения 1

Изложить в следующей редакции:

«Отношения по определению Исполнителя жилищно-коммунальных услуг регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Жилищным кодексом Республики Беларусь, настоящим Положением и иными актами законодательства, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.»

Гражданским кодексом Республики Беларусь, Жилищным кодексом Республики Беларусь не регулируются отношения по определению Исполнителя жилищно-коммунальных услуг

 

Абзац 5 пункта 1 Положения 1

Изложить в следующей редакции:

 «Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок товаров (работ, услуг) и закупок товаров (работ, услуг) при оказании услуг по капитальному и текущему ремонту жилых домов, за исключением аварийно-восстановительного ремонта лифтов, объектов внешнего благоустройства, замена и модернизации лифтов, регулируются законодательством о государственных закупках товаров (работ, услуг) и закупках товаров (работ, услуг) при строительстве.»

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь не могут быть введены исключения из норм нормативных правовых актов более высокого уровня без соответствующей на то компетенции (в данном случае – из Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»)

 

Абзац 5 пункта 1 Положения 1

Дополнить словами: «за исключением аварийно-восстановительных ремонтов лифтов, выполнение которых производится организацией, осуществляющей техническое обслуживание лифтов за счет средств местных бюджетов или иных источников, не запрещенных законодательством»

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь не могут быть введены исключения из норм нормативных правовых актов более высокого уровня без соответствующей на то компетенции (в данном случае – из Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»)

 

Абзац 2 пункта 2 Положения 1

Внести понятие целевые денежные средства, поступающие от собственников или бюджета, направляемые только на расходы по предоставлению определенной жилищно-коммунальной услуг

Понятие «денежные средства заказчика» в предусмотренном Положением смысле используется исключительно для целей Положения 1, при этом единожды

 

Абзац 3 пункта 2 Положения 1

Изложить в следующей редакции:

«Денежные средства заказчика – средства, полученные от предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, непосредственно принадлежащие заказчику;

Целевые денежные средства собственника – средства, полученные от внесения собственниками, нанимателями жилых и нежилых помещений и членами организаций застройщиков за оказываемые жилищно-коммунальные услуги, а также бюджетные субсидии, направляемые на возмещение части расходов по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению»

Понятие «денежные средства заказчика» в предусмотренном Положением 1 смысле используется исключительно для целей Положения 1, при этом единожды

 

Абзац 7 пункта 3 Положения 1

слово «допускается» исключить

 

«При проведении работ по аварийно-восстановительному ремонту объектов договоры заключаются без проведения конкурса.» 

Глава 1 Положения 1

Дополнить пунктом:

«Проведение конкурса на оказание жилищно-коммунальных услуг (выполнение работ) в соответствии с настоящим Положением является обязательным.»

Обязательность проведения конкурса не является предметом правового регулирования проекта постановления

 

Пункт 33 Положения 1

Дополнить абзацем:

«При снижении стоимости жилищно-коммунальной услуги не более чем на 10 (десять) процентов, участник обязан предоставить обоснование (мероприятия) снижения стоимости. Участник не предоставивший обоснование снижения стоимости услуги, отклоняется от участия в конкурсе.»

 

«При снижении в предложении цены оказания жилищно-коммунальных услуг (выполнения работ) от стартовой стоимости более чем на 10 процентов участник конкурса обязан представить обоснование указываемой цены.» 

Пункт 33 Положения 1

«Дополнить обоснование расчетом снижения стоимости (за счет налогов, льгот, сокращения персонала и т.д.).»

 

«При снижении в предложении цены оказания жилищно-коммунальных услуг (выполнения работ) от стартовой стоимости более чем на 10 процентов участник конкурса обязан представить обоснование указываемой цены.»  

Пункт 38 Положения 1

Дополнить абзацем:

«В случае одинаковой наибольшей общей суммы баллов оценки предложений на техническое обслуживание лифтов у двух и более участников конкурса победителем признается участник конкурса с наибольшим опытом (стажем работы) в области оказания услуг, выполнения работ по данному виду деятельности.»

За опыт в выполнении аналогичных работ, сопоставимых по виду и объему  предусмотрено дополнительное количество баллов при подведении результатов конкурса. Для обеспечения качества и безопасности при оказании услуг по техническому обслуживанию лифтов предусмотрены обязательные требования к участникам конкурса (приложение 2 к Положению 1). Кроме того, предлагаемая норма «заморозит» развитие конкурентной среды в данной сфере

 

Глава 6 Положения 1

Дополнить пунктами следующего содержания: «56. При проведении процедуры закупки из одного источника договор между заказчиком и участником заключается на условиях, согласованных сторонами.

57. В случае, если срок производства выполняемых работ составляет более календарного года, договор заключается на необходимый срок, но его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре.»

Процедура закупки из одного источника не является предметом правового регулирования проекта постановления, т.к. на предполагает проведение конкурса, в связи с чем нормы Положения 1в этой части подлежат исключению из Положения 1.

Положением 1 предусмотрено изменение цены оказываемой жилищно-коммунальной услуги на стадии исполнения договора в случае изменения планово-расчетных цен или тарифов на эти услуги (пропорционально их изменению)

 

Глава 7 Положения 1

Изложить в следующей редакции:

«57. Лица, виновные в совершении правонарушений при организации и проведении конкурса на оказание жилищно-коммунальных услуг (выполнения работ), несут ответственность в соответствии с законодательством.

Споры, связанные с организацией и проведением конкурса, разрешаются в соответствии с законодательством с учетом особенностей, установленных в настоящей главе.

58. В случае возникновения споров до подведения результатов конкурса участник вправе обратиться с жалобой в письменной форме.

Рассмотрение жалобы осуществляется на специальном заседании конкурсной комиссии в присутствии лица (уполномоченного представителя юридического лица), подавшего ее.

Жалоба рассматривается в течение десяти календарных дней со дня ее регистрации. По результатам рассмотрения жалобы оформляется протокол.

Подача жалобы приостанавливает процедуру конкурса на период ее рассмотрения. В результате рассмотрения жалобы конкурсной комиссией может быть принято решение об удовлетворении жалобы (полностью или частично) или отказе в ее удовлетворении.

На жалобу дается в письменной форме обоснованный ответ, подписываемый председателем конкурсной комиссии, в котором излагаются принятое решение и обоснование мотивов его принятия.

При несогласии с решением конкурсной комиссии участник может обратиться к организатору конкурса.

Организатор конкурса рассматривает повторную жалобу в пятидневный срок со дня ее получения и уведомляет участника в письменной форме о результатах ее рассмотрения.

59. В случае, если спорные вопросы возникают до заключения договора по результатам проведения конкурса, жалоба на решение конкурсной комиссии о выборе победителя представляется организатору конкурса в течение пяти календарных дней со дня получения участником письменного сообщения о результатах проведения конкурса.

Подача жалобы приостанавливает процедуру заключения договора на период ее рассмотрения.

Жалоба рассматривается в течение десяти календарных дней со дня ее получения. Организатор конкурса при необходимости приглашает для участия в ее рассмотрении представителей конкурсной комиссии, других участников, экспертов и иных заинтересованных лиц.

В результате рассмотрения жалобы организатор конкурса вправе принять решение:

о признании недействительными результатов проведенного конкурса и назначении повторного конкурса;

об отказе в удовлетворении жалобы с соответствующим обоснованием.

В случаях, установленных законодательством, участники вправе обратиться с жалобой в уполномоченный орган Министерства жилищно-коммунального хозяйства.

60. После заключения договора по результатам проведения конкурса дальнейшее рассмотрение спорных вопросов осуществляется в соответствии с законодательством.»

По пункту 57 – общие нормы, вытекающие из действующего законодательства и не требуют отражения в Положении 1.

По пункту 58 – большинство предложений не отличаются от предложенной редакции. По отличиям: заказчик (организатор) сам определяет кто будет заниматься рассмотрением жалоб при их поступлении - конкурсная комиссия (в положении о комиссии) или самостоятельно. Повторное обращение только приведет к затягиванию процедуры конкурса.

По пункту 59 – Министерство жилищно-коммунального хозяйства не является уполномоченным органом по рассмотрению спорных ситуаций при проведении конкурсов.

Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке

 

Пункт 63
Положения 1

Изложить в следующей редакции:

«63. В случае проведения конкурса государственным заказчиком или организатором в интересах государственного заказчика, при несогласии с решением о результатах рассмотрения жалобы участник вправе направить повторную жалобу в государственную организацию, в подчинении которой находится (в состав (систему) которых входит) государственный заказчик. При этом повторная жалоба подлежит рассмотрению в порядке и сроки, аналогичные установленным настоящим Положением»

Согласно законодательству государственный заказчик создается решением облисполкома и Минского горисполкома, и его подчинение государственной организации не предполагается

 

Глава 7
Положения 1

Дополнить пунктом следующего содержания: «64. В случае несогласия участника конкурса с окончательным решением о результатах рассмотрения жалобы он вправе обжаловать это решение в судебном порядке»

Норма с предлагаемой смысловой нагрузкой содержится в Положении 1

 

Глава 7
Положения 1

Дополнить пунктом следующего содержания: «В случае проведения конкурса государственным заказчиком или организатором в интересах государственного заказчика, участник вправе обжаловать решение о результатах рассмотрения жалобы в государственной организации, в подчинении которой находится (в состав (систему) которых входит) государственный заказчик.»

Согласно законодательству государственный заказчик создается решением облисполкома и Минского горисполкома, и его подчинение государственной организации не предполагается

 

Пункт 3
приложения 1
к Положению 1

Срок действия договоров на техническое обслуживание лифтов установить «На 5 (пять) лет, с возможностью дальнейшей пролонгации»

Установлен «Не менее 3 года, но не более 5 лет». Возможность дальнейшей пролонгации в процессе работы над проектом постановления исключена с целью снижения коррупционных рисков и предоставления возможности для прихода новых участников ранка

 

Пункт 1
приложения 2
к Положению 1

Изложить в следующей редакции:

«Наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества выполняемых работ (услуг) СТБ ISO 9001-2015 или другим стандартам, соответствующим международному стандарту ISO 9001-2015

Действующая редакция не исключает применение предлагаемого критерия

 

Пункт 3
приложения 2
к Положению 1

Изложить в следующей редакции:

«Наличие сертификата соответствия системы управления охраной труда выполняемых работ (услуг) требованиям СТБ 18001-2009 или другим стандартам, соответствующим международному стандарту OHSAS 18001-2007»

Действующая редакция не исключает применение предлагаемого критерия

 

Пункт 5
приложения 2
к Положению 1

Исключить слова «либо договор на пользование такой лабораторией» и дополнить словами: «предоставить сертификат аккредитации»

Договор на право пользования лабораторией (при отсутствии таковой в собственности) позволит оказать услугу по техническому обслуживанию лифта

 

Пункт 5
приложения 2
к Положению 1

Несогласие с предложением участников обсуждения исключить слова «либо договор на право пользования такой лабораторией».

Основание: ПОПБЭЛиСГП Пункт 104 Главы 9

 

«Наличие в составе юридического лица аккредитованной лаборатории (на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов) либо договор на право пользования такой лабораторией, позволяющей проводить:» 

Пункт 6
приложения 2
к Положению 1

Дополнить словами: «предоставить выписку из штатного расписания»

Заказчик самостоятельно решает способ и порядок подтверждения соответствия требованиям

 

Пункт 8
приложения 2
к Положению 1

Изложить в следующей редакции:

«Наличие собственной аварийной службы с круглосуточным дежурством (предоставить выписку из штатного расписания)»

Договор на оказание услуг аварийной и диспетчерской службы с круглосуточным дежурством (при отсутствии таковой в собственности) позволит оказать услугу по техническому обслуживанию лифта

 

Пункт 8
приложения 2
к Положению 1

Исключить слова «либо договор на оказание таких услуг»

Договор на оказание услуг аварийной и диспетчерской службы с круглосуточным дежурством (при отсутствии таковой в собственности) позволит оказать услугу по техническому обслуживанию лифт

 

Приложение 2
к Положению 1

Дополнить пунктом следующего содержания:

«9. Наличие финансовых и других возможностей, необходимых для выполнения договора (отсутствие на период проведения конкурса задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, а также задолженности по исполнительным документам на сумму, превышающую стоимость предложения по договору»

Требования к участникам конкурса, в том числе ограничения для участия, установлены в Главе 1, установление дополнительных ограничений для лифтовых организаций нецелесообразно

 

Приложение 2
к Положению 1

Дополнить пунктом следующего содержания:

«Наличие в составе юридического лица аккредитованной лаборатории электро-физических измерений с приложением аттестатов аккредитации на право проведения следующих видов измерений:

сопротивление изоляции;

испытание цепи «фаза-нуль» силовых и осветительных сетей;

сопротивление заземляющих устройств. Удельное сопротивление грунта;

проверка соединений заземлителей с заземленными элементами. Переходное сопротивление контактов от заземлителя до заземляемых элементов»

Аккредитованную лабораторию электро-физических измерений можно привлекать по договору на субподряд

 

Пункт 1
раздела III
приложения 3
к Положению 1

Ограничить снижение стоимости предложения 10% от ориентировочной стоимости лота

Предлагаемое ограничение необоснованно – ответственность за подтверждение объемов и качества работ и услуг определена Директивой Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны»

 

Пункт 1
раздела III
приложения 3
к Положению 1

Ограничить снижение стоимости предложения 15% от ориентировочной стоимости лота, рассчитанной от ПРЦ. Предложение с наименьшей ценой оценивается в 60 баллов

Предлагаемое ограничение необоснованно – ответственность за подтверждение объемов и качества работ и услуг определена Директивой Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны».

Предлагаемое перераспределение баллов за стоимость «заморозит» развитие конкурентной среды в данной сфере

 

Пункт 2
раздела III
приложения 3
к Положению 1

Цифру «1%» заменить на цифру «0,1 %»

 

«За предоставление обязательств: +1 балл за объем инвестиций, равный 0,1% от стартовой стоимости лота в год, но суммарно не более 20 баллов (критерий не применяется в отношении лотов, не требующих инвестиционных вложений)» 

Пункт 2
раздела III
приложения 3
к Положению 1

За предоставление обязательств (при наличии прибыли от обслуживаемого объекта) +1 балл за объем инвестиций, равный 0,1% от ориентировочной стоимости лота в год, но суммарно не более 10 баллов (критерий не применяется в отношении лотов, не требующих инвестиционных вложений)

Предлагаемое перераспределение баллов за стоимость «заморозит» развитие конкурентной среды в данной сфере

 

Пункт 4
раздела III
приложения 3
к Положению 1

Цифру «60» заменить на цифру «80»

Предлагаемый размер «заморозит» развитие конкурентной среды в данной сфере, особенно в крупных населенных пунктах

 

Пункт 4
раздела III
приложения 3
к Положению 1

Изложить в следующей редакции:

«Деловая репутация участника конкурса по выполнению аналогичных видов работ, сопоставимых по виду и объему (не менее 80% от объема работ в лоте).

 Положительные отзывы (копии) юридических лиц, местных исполнительных и распорядительных органов о качестве и соблюдении сроков выполнения работ в соответствии с указанными в списке договорами за последние три года.

 При наличии: +1 балл за каждый отзыв, но суммарно не более 10 баллов»

Показатель исключен на основании заключения криминологической экспертизы

 

Пункт 5
раздела III
приложения 3
к Положению 1

Добавить слова «сопоставимых по виду и объему (не менее 80 процентов от объема работ в лоте)»

Показатель исключен на основании заключения криминологической экспертизы

 

Раздел III
приложения 3
к Положению 1

Дополнить пунктом следующего содержания:

«Производственно-технический потенциал (наличие специализированных зданий и сооружений, специального оборудования, автомобилей, машин и механизмов, в том числе наличие систем сбора информации в лифтовой аварийной службе (ЛАС) или в диспетчерском пункте (по остаточной стоимости основных средств):

До 100 000 рублей - 0 баллов;

От 100001- 200000 - 5 баллов;

От 200001 - 300 000 - 7 баллов;

Свыше 300 000 - 10 баллов»

Качество оказываемой услуги не имеет прямой зависимости от остаточной стоимости основных средств. Кроме того, организации для оказания услуг могут арендовать основные средства либо применять механизм приобретения основных средств в лизинг.

Введение предлагаемого критерия не поспособствует развитию конкурентной среды в данной сфере

 
 

«В текущем проекте постановление не описано, что будет источником финансирование затрат по организации проведения этих конкурсов согласно этому постановлению (местный бюджет, какой-то процент от обязательных ЖК услуг, какие-то обязательные взносы граждан, или какие-то иные источники финансирования).»

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 232 «О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)» не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Указом, установление и взимание с участника конкурса платы за организацию, проведение либо участие в конкурсе. Таким образом данные затраты несет заказчик

 

 Информация предоставлена Министерством жилищно-коммунального хозяйства для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь

Добавить комментарий


data-matched-content-rows-num="3,1" data-matched-content-columns-num="1,4"

logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 203-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос специалисту

Если Вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах "Вопросы и ответы" и "База знаний", Вы можете задать вопрос специалисту, для этого пройдите регистрацию или войдите в личный кабинет пользователя.

Сервис «Вопрос-Ответ» на Портале коммунальной грамотности населения предназначен для граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг. Специалисты Портала не имеют полномочий отвечать на вопросы предприятий системы ЖКХ и частных организаций, обслуживающих жилфонд (ТС, ЖСПК и др.). Разъяснения по новому законодательству в сфере ЖКХ, в том числе ответы на вопросы, возникающие у предприятий системы, публикуются в журнале «Живи Как Хозяин» с сентября 2016 года.