Подведены итоги публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 7».
Проект подготовлен в целях повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и работ по благоустройству, в том числе посредством проведения конкурсов на оказание данных услуг и работ, определения основных прав и обязанностей государственных заказчиков в сфере жилищно-коммунального хозяйства и порядка финансирования расходов на их содержание.
Организатор общественного обсуждения – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
Обсуждение осуществлялось на Правовом форуме Беларуси с 3 по 14 сентября 2019 г.
По результатам обсуждения поступило 7 сообщений от 7 участников обсуждений, из них 2 участника выступили с идентичными предложениями и от одной организации, еще 2 участника – с идентичными предложениями от разных организаций.
Большинство замечаний и предложений, представленных организациями, осуществляющими деятельность в сфере технического обслуживания лифтов, рассматривались в ходе формирования и согласования проекта постановления с обоснованием невозможности и (или) нецелесообразности их принятия.
Сводная таблица
замечаний и (или) предложений, рассмотренных в ходе публичного обсуждения проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 7».
Структурный элемент проекта нормативного правового акта |
Содержание замечаний и (или) предложений |
Результат рассмотрения замечаний и (или) предложений |
|
Обоснование |
Редакция |
||
Абзац 2 пункта 1 |
Изложить в следующей редакции: «Действие настоящего Положения распространяется на отношения по определению исполнителя жилищно-коммунальных услуг в многоквартирных, блокированных жилых домах, в которых общим имуществом управляет уполномоченное лицо по управлению общим имуществом, а также в общежитиях государственного жилищного фонда. Для товариществ собственников и организаций застройщиков (далее – организаций собственников) данное положение носит обязательный характер, если иное не установлено решением общего собрания (собрания уполномоченных) этих организаций.» |
Обязательность проведения конкурса не является предметом правового регулирования проекта постановления |
|
Абзац 4 пункта 1 Положения 1 |
Изложить в следующей редакции: «Отношения по определению Исполнителя жилищно-коммунальных услуг регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Жилищным кодексом Республики Беларусь, настоящим Положением и иными актами законодательства, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.» |
Гражданским кодексом Республики Беларусь, Жилищным кодексом Республики Беларусь не регулируются отношения по определению Исполнителя жилищно-коммунальных услуг |
|
Абзац 5 пункта 1 Положения 1 |
Изложить в следующей редакции: «Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок товаров (работ, услуг) и закупок товаров (работ, услуг) при оказании услуг по капитальному и текущему ремонту жилых домов, за исключением аварийно-восстановительного ремонта лифтов, объектов внешнего благоустройства, замена и модернизации лифтов, регулируются законодательством о государственных закупках товаров (работ, услуг) и закупках товаров (работ, услуг) при строительстве.» |
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь не могут быть введены исключения из норм нормативных правовых актов более высокого уровня без соответствующей на то компетенции (в данном случае – из Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве») |
|
Абзац 5 пункта 1 Положения 1 |
Дополнить словами: «за исключением аварийно-восстановительных ремонтов лифтов, выполнение которых производится организацией, осуществляющей техническое обслуживание лифтов за счет средств местных бюджетов или иных источников, не запрещенных законодательством» |
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь не могут быть введены исключения из норм нормативных правовых актов более высокого уровня без соответствующей на то компетенции (в данном случае – из Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве») |
|
Абзац 2 пункта 2 Положения 1 |
Внести понятие целевые денежные средства, поступающие от собственников или бюджета, направляемые только на расходы по предоставлению определенной жилищно-коммунальной услуг |
Понятие «денежные средства заказчика» в предусмотренном Положением смысле используется исключительно для целей Положения 1, при этом единожды |
|
Абзац 3 пункта 2 Положения 1 |
Изложить в следующей редакции: «Денежные средства заказчика – средства, полученные от предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, непосредственно принадлежащие заказчику; Целевые денежные средства собственника – средства, полученные от внесения собственниками, нанимателями жилых и нежилых помещений и членами организаций застройщиков за оказываемые жилищно-коммунальные услуги, а также бюджетные субсидии, направляемые на возмещение части расходов по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению» |
Понятие «денежные средства заказчика» в предусмотренном Положением 1 смысле используется исключительно для целей Положения 1, при этом единожды |
|
Абзац 7 пункта 3 Положения 1 |
слово «допускается» исключить |
«При проведении работ по аварийно-восстановительному ремонту объектов договоры заключаются без проведения конкурса.» |
|
Глава 1 Положения 1 |
Дополнить пунктом: «Проведение конкурса на оказание жилищно-коммунальных услуг (выполнение работ) в соответствии с настоящим Положением является обязательным.» |
Обязательность проведения конкурса не является предметом правового регулирования проекта постановления |
|
Пункт 33 Положения 1 |
Дополнить абзацем: «При снижении стоимости жилищно-коммунальной услуги не более чем на 10 (десять) процентов, участник обязан предоставить обоснование (мероприятия) снижения стоимости. Участник не предоставивший обоснование снижения стоимости услуги, отклоняется от участия в конкурсе.» |
«При снижении в предложении цены оказания жилищно-коммунальных услуг (выполнения работ) от стартовой стоимости более чем на 10 процентов участник конкурса обязан представить обоснование указываемой цены.» |
|
Пункт 33 Положения 1 |
«Дополнить обоснование расчетом снижения стоимости (за счет налогов, льгот, сокращения персонала и т.д.).» |
«При снижении в предложении цены оказания жилищно-коммунальных услуг (выполнения работ) от стартовой стоимости более чем на 10 процентов участник конкурса обязан представить обоснование указываемой цены.» |
|
Пункт 38 Положения 1 |
Дополнить абзацем: «В случае одинаковой наибольшей общей суммы баллов оценки предложений на техническое обслуживание лифтов у двух и более участников конкурса победителем признается участник конкурса с наибольшим опытом (стажем работы) в области оказания услуг, выполнения работ по данному виду деятельности.» |
За опыт в выполнении аналогичных работ, сопоставимых по виду и объему предусмотрено дополнительное количество баллов при подведении результатов конкурса. Для обеспечения качества и безопасности при оказании услуг по техническому обслуживанию лифтов предусмотрены обязательные требования к участникам конкурса (приложение 2 к Положению 1). Кроме того, предлагаемая норма «заморозит» развитие конкурентной среды в данной сфере |
|
Глава 6 Положения 1 |
Дополнить пунктами следующего содержания: «56. При проведении процедуры закупки из одного источника договор между заказчиком и участником заключается на условиях, согласованных сторонами. 57. В случае, если срок производства выполняемых работ составляет более календарного года, договор заключается на необходимый срок, но его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре.» |
Процедура закупки из одного источника не является предметом правового регулирования проекта постановления, т.к. на предполагает проведение конкурса, в связи с чем нормы Положения 1в этой части подлежат исключению из Положения 1. Положением 1 предусмотрено изменение цены оказываемой жилищно-коммунальной услуги на стадии исполнения договора в случае изменения планово-расчетных цен или тарифов на эти услуги (пропорционально их изменению) |
|
Глава 7 Положения 1 |
Изложить в следующей редакции: «57. Лица, виновные в совершении правонарушений при организации и проведении конкурса на оказание жилищно-коммунальных услуг (выполнения работ), несут ответственность в соответствии с законодательством. Споры, связанные с организацией и проведением конкурса, разрешаются в соответствии с законодательством с учетом особенностей, установленных в настоящей главе. 58. В случае возникновения споров до подведения результатов конкурса участник вправе обратиться с жалобой в письменной форме. Рассмотрение жалобы осуществляется на специальном заседании конкурсной комиссии в присутствии лица (уполномоченного представителя юридического лица), подавшего ее. Жалоба рассматривается в течение десяти календарных дней со дня ее регистрации. По результатам рассмотрения жалобы оформляется протокол. Подача жалобы приостанавливает процедуру конкурса на период ее рассмотрения. В результате рассмотрения жалобы конкурсной комиссией может быть принято решение об удовлетворении жалобы (полностью или частично) или отказе в ее удовлетворении. На жалобу дается в письменной форме обоснованный ответ, подписываемый председателем конкурсной комиссии, в котором излагаются принятое решение и обоснование мотивов его принятия. При несогласии с решением конкурсной комиссии участник может обратиться к организатору конкурса. Организатор конкурса рассматривает повторную жалобу в пятидневный срок со дня ее получения и уведомляет участника в письменной форме о результатах ее рассмотрения. 59. В случае, если спорные вопросы возникают до заключения договора по результатам проведения конкурса, жалоба на решение конкурсной комиссии о выборе победителя представляется организатору конкурса в течение пяти календарных дней со дня получения участником письменного сообщения о результатах проведения конкурса. Подача жалобы приостанавливает процедуру заключения договора на период ее рассмотрения. Жалоба рассматривается в течение десяти календарных дней со дня ее получения. Организатор конкурса при необходимости приглашает для участия в ее рассмотрении представителей конкурсной комиссии, других участников, экспертов и иных заинтересованных лиц. В результате рассмотрения жалобы организатор конкурса вправе принять решение: о признании недействительными результатов проведенного конкурса и назначении повторного конкурса; об отказе в удовлетворении жалобы с соответствующим обоснованием. В случаях, установленных законодательством, участники вправе обратиться с жалобой в уполномоченный орган Министерства жилищно-коммунального хозяйства. 60. После заключения договора по результатам проведения конкурса дальнейшее рассмотрение спорных вопросов осуществляется в соответствии с законодательством.» |
По пункту 57 – общие нормы, вытекающие из действующего законодательства и не требуют отражения в Положении 1. По пункту 58 – большинство предложений не отличаются от предложенной редакции. По отличиям: заказчик (организатор) сам определяет кто будет заниматься рассмотрением жалоб при их поступлении - конкурсная комиссия (в положении о комиссии) или самостоятельно. Повторное обращение только приведет к затягиванию процедуры конкурса. По пункту 59 – Министерство жилищно-коммунального хозяйства не является уполномоченным органом по рассмотрению спорных ситуаций при проведении конкурсов. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке |
|
Пункт 63 |
Изложить в следующей редакции: «63. В случае проведения конкурса государственным заказчиком или организатором в интересах государственного заказчика, при несогласии с решением о результатах рассмотрения жалобы участник вправе направить повторную жалобу в государственную организацию, в подчинении которой находится (в состав (систему) которых входит) государственный заказчик. При этом повторная жалоба подлежит рассмотрению в порядке и сроки, аналогичные установленным настоящим Положением» |
Согласно законодательству государственный заказчик создается решением облисполкома и Минского горисполкома, и его подчинение государственной организации не предполагается |
|
Глава 7 |
Дополнить пунктом следующего содержания: «64. В случае несогласия участника конкурса с окончательным решением о результатах рассмотрения жалобы он вправе обжаловать это решение в судебном порядке» |
Норма с предлагаемой смысловой нагрузкой содержится в Положении 1 |
|
Глава 7 |
Дополнить пунктом следующего содержания: «В случае проведения конкурса государственным заказчиком или организатором в интересах государственного заказчика, участник вправе обжаловать решение о результатах рассмотрения жалобы в государственной организации, в подчинении которой находится (в состав (систему) которых входит) государственный заказчик.» |
Согласно законодательству государственный заказчик создается решением облисполкома и Минского горисполкома, и его подчинение государственной организации не предполагается |
|
Пункт 3 |
Срок действия договоров на техническое обслуживание лифтов установить «На 5 (пять) лет, с возможностью дальнейшей пролонгации» |
Установлен «Не менее 3 года, но не более 5 лет». Возможность дальнейшей пролонгации в процессе работы над проектом постановления исключена с целью снижения коррупционных рисков и предоставления возможности для прихода новых участников ранка |
|
Пункт 1 |
Изложить в следующей редакции: «Наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества выполняемых работ (услуг) СТБ ISO 9001-2015 или другим стандартам, соответствующим международному стандарту ISO 9001-2015 |
Действующая редакция не исключает применение предлагаемого критерия |
|
Пункт 3 |
Изложить в следующей редакции: «Наличие сертификата соответствия системы управления охраной труда выполняемых работ (услуг) требованиям СТБ 18001-2009 или другим стандартам, соответствующим международному стандарту OHSAS 18001-2007» |
Действующая редакция не исключает применение предлагаемого критерия |
|
Пункт 5 |
Исключить слова «либо договор на пользование такой лабораторией» и дополнить словами: «предоставить сертификат аккредитации» |
Договор на право пользования лабораторией (при отсутствии таковой в собственности) позволит оказать услугу по техническому обслуживанию лифта |
|
Пункт 5 |
Несогласие с предложением участников обсуждения исключить слова «либо договор на право пользования такой лабораторией». Основание: ПОПБЭЛиСГП Пункт 104 Главы 9 |
«Наличие в составе юридического лица аккредитованной лаборатории (на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов) либо договор на право пользования такой лабораторией, позволяющей проводить:» |
|
Пункт 6 |
Дополнить словами: «предоставить выписку из штатного расписания» |
Заказчик самостоятельно решает способ и порядок подтверждения соответствия требованиям |
|
Пункт 8 |
Изложить в следующей редакции: «Наличие собственной аварийной службы с круглосуточным дежурством (предоставить выписку из штатного расписания)» |
Договор на оказание услуг аварийной и диспетчерской службы с круглосуточным дежурством (при отсутствии таковой в собственности) позволит оказать услугу по техническому обслуживанию лифта |
|
Пункт 8 |
Исключить слова «либо договор на оказание таких услуг» |
Договор на оказание услуг аварийной и диспетчерской службы с круглосуточным дежурством (при отсутствии таковой в собственности) позволит оказать услугу по техническому обслуживанию лифт |
|
Приложение 2 |
Дополнить пунктом следующего содержания: «9. Наличие финансовых и других возможностей, необходимых для выполнения договора (отсутствие на период проведения конкурса задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, а также задолженности по исполнительным документам на сумму, превышающую стоимость предложения по договору» |
Требования к участникам конкурса, в том числе ограничения для участия, установлены в Главе 1, установление дополнительных ограничений для лифтовых организаций нецелесообразно |
|
Приложение 2 |
Дополнить пунктом следующего содержания: «Наличие в составе юридического лица аккредитованной лаборатории электро-физических измерений с приложением аттестатов аккредитации на право проведения следующих видов измерений: сопротивление изоляции; испытание цепи «фаза-нуль» силовых и осветительных сетей; сопротивление заземляющих устройств. Удельное сопротивление грунта; проверка соединений заземлителей с заземленными элементами. Переходное сопротивление контактов от заземлителя до заземляемых элементов» |
Аккредитованную лабораторию электро-физических измерений можно привлекать по договору на субподряд |
|
Пункт 1 |
Ограничить снижение стоимости предложения 10% от ориентировочной стоимости лота |
Предлагаемое ограничение необоснованно – ответственность за подтверждение объемов и качества работ и услуг определена Директивой Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны» |
|
Пункт 1 |
Ограничить снижение стоимости предложения 15% от ориентировочной стоимости лота, рассчитанной от ПРЦ. Предложение с наименьшей ценой оценивается в 60 баллов |
Предлагаемое ограничение необоснованно – ответственность за подтверждение объемов и качества работ и услуг определена Директивой Президента Республики Беларусь от 4 марта 2019 г. № 7 «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны». Предлагаемое перераспределение баллов за стоимость «заморозит» развитие конкурентной среды в данной сфере |
|
Пункт 2 |
Цифру «1%» заменить на цифру «0,1 %» |
«За предоставление обязательств: +1 балл за объем инвестиций, равный 0,1% от стартовой стоимости лота в год, но суммарно не более 20 баллов (критерий не применяется в отношении лотов, не требующих инвестиционных вложений)» |
|
Пункт 2 |
За предоставление обязательств (при наличии прибыли от обслуживаемого объекта) +1 балл за объем инвестиций, равный 0,1% от ориентировочной стоимости лота в год, но суммарно не более 10 баллов (критерий не применяется в отношении лотов, не требующих инвестиционных вложений) |
Предлагаемое перераспределение баллов за стоимость «заморозит» развитие конкурентной среды в данной сфере |
|
Пункт 4 |
Цифру «60» заменить на цифру «80» |
Предлагаемый размер «заморозит» развитие конкурентной среды в данной сфере, особенно в крупных населенных пунктах |
|
Пункт 4 |
Изложить в следующей редакции: «Деловая репутация участника конкурса по выполнению аналогичных видов работ, сопоставимых по виду и объему (не менее 80% от объема работ в лоте). Положительные отзывы (копии) юридических лиц, местных исполнительных и распорядительных органов о качестве и соблюдении сроков выполнения работ в соответствии с указанными в списке договорами за последние три года. При наличии: +1 балл за каждый отзыв, но суммарно не более 10 баллов» |
Показатель исключен на основании заключения криминологической экспертизы |
|
Пункт 5 |
Добавить слова «сопоставимых по виду и объему (не менее 80 процентов от объема работ в лоте)» |
Показатель исключен на основании заключения криминологической экспертизы |
|
Раздел III |
Дополнить пунктом следующего содержания: «Производственно-технический потенциал (наличие специализированных зданий и сооружений, специального оборудования, автомобилей, машин и механизмов, в том числе наличие систем сбора информации в лифтовой аварийной службе (ЛАС) или в диспетчерском пункте (по остаточной стоимости основных средств): До 100 000 рублей - 0 баллов; От 100001- 200000 - 5 баллов; От 200001 - 300 000 - 7 баллов; Свыше 300 000 - 10 баллов» |
Качество оказываемой услуги не имеет прямой зависимости от остаточной стоимости основных средств. Кроме того, организации для оказания услуг могут арендовать основные средства либо применять механизм приобретения основных средств в лизинг. Введение предлагаемого критерия не поспособствует развитию конкурентной среды в данной сфере |
|
«В текущем проекте постановление не описано, что будет источником финансирование затрат по организации проведения этих конкурсов согласно этому постановлению (местный бюджет, какой-то процент от обязательных ЖК услуг, какие-то обязательные взносы граждан, или какие-то иные источники финансирования).» |
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 232 «О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)» не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Указом, установление и взимание с участника конкурса платы за организацию, проведение либо участие в конкурсе. Таким образом данные затраты несет заказчик |
Информация предоставлена Министерством жилищно-коммунального хозяйства для Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
-
07 Окт 2019
-
Просмотров: 1262