DSC05612Еще в школе, приняв решение выучиться на электромонтажника, Витя ГАЛУЗО и не представлял, что эта профессия позволит ему воплотить в жизнь детскую мечту и побывать моряком. А потом еще и полярником, и нефтяником, и рыбаком. А в зрелом возрасте, накопив багаж знаний и умений, — перейти в коммунальную службу, да не простую, а аварийную.

Во льдах

К окончанию Савичевской средней школы Брагинского района Гомельской области Виктор твердо решил связать свою жизнь с электричеством. Мореходка, конечно, манила, но юношескую романтику перебил здравый мужской расчет. Отучился в гомельской радиотехнической школе при ДОСААФ и на два года отправился служить в ракетные войска стратегического назначения.

А страна тем временем готовились принять Олимпиаду-80, разворачивалось масштабное строительство. По комсомольской путевке на стройки отпускали со службы пораньше. Перспектива заманчивая, и, демобилизовавшись, Виктор отправился в Ленинград за длинным рублем и морем.

DSC05612

— Искали с друзьями некую секретную организацию, куда брали на работу электромонтажников и очень хорошо платили, — рассказывает ныне электромонтер 5-го разряда КУП «Городская аварийная служба» Виктор ГАЛУЗО. — Намекнули, что есть предприятие «Эра», где занимаются электромонтажом. Их специалисты задействованы на всех судостроительных заводах страны. Мы пришли туда, показали документы, где служили... А потом два месяца ждали допуска к работе на судах, пока проходили проверку. После пришли на производство. Через пару месяцев работы нам присвоили по второму разряду. А потом я поступил на вечерний факультет Ленинградского кораблестроительного института (ныне — Санкт-Петербургский государственный морской технический университет). Повышалось мастерство, получил личное клеймо и работал уже в сдаточных командах. И это в 22 года! Хорошее направление было в советское время — наставничество, когда к опытному мастеру прикреплялись ученики и он их обучал без отрыва от производства. В 26 лет, сдав квалификационный экзамен на 4 разряд, уже и сам стал наставником.

На заводе, где работал Виктор, строили мощные ледоколы-атомоходы и военные корабли, такие как «Петр Великий». Сам он принимал участие в строительстве ледокола «Арктика» и атомоходов (море/река) «Вайгач» и «Таймыр» совместно с финнами.

Необходимо было проводить ходовые испытания на воде, где должны присутствовать и электрики. По 2–4 месяца в открытом море — Балтика, северные моря, Тихий океан... Вот она и сбывшаяся морская мечта…

98

— Ходили на четыре месяца на Северный полюс, надо было провести кое-какие наладочные работы по электрике на ледоколе «Арктика», — вспоминает Виктор ГАЛУЗО. — Очутившись в суровых условиях выживания, очень хорошо понимаешь, что главное — это люди.

К тому же каждый день, можно сказать, идет борьба за выживание, «живучесть» — есть такой флотский термин. И помочь тебе никто не сможет в определенных случаях. При этом никто не пройдет и мимо человека, нуждающегося в помощи. На самом деле это очень серьезный и ответственный труд. Мы ставили подписи за свою работу. Все делали строго по технологии, иначе — никак.

Разведка буром

Начало 90-х годов, распад СССР, продукты по талонам, перебои с зарплатой… Заказов на заводе, где работал Виктор, не было, и он отправился искать работу на Сахалин.

— Мне посчастливилось устроиться в Дальневосточное морское управление разведочного бурения, и я получил возможность работать на нефтяных платформах, — говорит Виктор Григорьевич. — Попасть сюда на трудовую вахту считалось большой удачей. Конкуренция высочайшая. Люди по году числились в резерве. Мне повезло, взяли сразу, благодаря авторитету предприятия, где работал. Мы вели разведку возле Сахалина и работали за рубежом в Персидском заливе и других нефтяных точках океанов. В бизнесе были задействованы крупные зарубежные нефтяные компании. Реализовывалось много совместных проектов.

В среднем смена на платформе длится один месяц. Потом столько же отдых. В Норвегии я стажировался на трех установках (платформах). Рабочий график местных — две недели через две. Но им приходится трудиться в очень суровых условиях северных широт. Не каждый выдержит как физически, так и психологически.

— Люди вокруг разные, в основном хорошие, но коллектив мужской, всё бывало, — рассказывает Виктор Григорьевич. — Некоторые не выдерживали изоляции, и в следующий раз их на платформе не было. К слову, в основном отношения, во всяком случае у нас, были добрые и доверительные. Двери в каюту не закрывали, деньги не прятали.

6

А вот на суше у меня пропали документы. Ходили слухи, что подобные вещи делали из-за конкуренции. Освободившееся место, конечно, сразу же было занято, а я поехал в Минск все восстанавливать. Но это оказалось не просто и требовало много времени. В итоге я остался в родной Беларуси.

DSC05613

— Нынешняя работа в «аварийке» по многим параметрам напоминает труд на корабле, — делится впечатлениями Виктор. — Смена также длится 24 часа. На ледоколе и буровой перед ЦПУ (центральный пульт управления) собирались вместе механики и электрики, смотрели, где произошла поломка, определяли ее сложность и отправлялись ремонтировать. Здесь тоже выезжаем по сигналу. На платформе, когда не было процесса бурения, мы занимались профилактикой, чтобы оборудование не подвело в нужный момент. Так же и в «аварийке». Но в плане оперативности здесь даже посложнее будет. Учитывая, что речь идет о комфорте и безопасности граждан, надо быстро найти причину поломки и ее устранить. Времени на раскачку нет. Помогает имеющийся опыт диагностики и оперативного принятия решений. К тому же надо уметь и контакт с жильцами установить, объяснить, что к чему, успокоить.76

P.S. Жизненный опыт

Руку в спирт. "В Ленинграде я еще работал в судостроении. Пошел проверять проводку в трюме и, чтобы перебраться на другой уровень, автоматически схватился за раскаленные перила только сваренного трапа. Я в спешке не заметил, а они еще светись после работы сварщика. Боль адская. Дело было зимой, я выбежал на улицу и сунул руку в снег, а потом помчался в санчаcть: там — никого, только уборщица. Женщина увидела, что произошло, разбила шваброй стеклянную дверцу медицинского шкафчика, чтобы достать медикаменты.

Налила спирт в ванночку и сказала, чтобы я опустил туда обожженную руку. В другой емкости развела марганцовку, и я, по ее совету, повторил манипуляцию. Потом наложила повязку и сказала, чтобы через три дня снял. Оказывается, так она на фронте в госпитале лечила сильнейшие ожоги у танкистов. У меня даже ни одного волдыря не осталось."

Как не учил отец. "Сапер и электрик ошибаются только дважды: первый раз — при выборе профессии. Всегда нужны внимательность и осторожность. Случай произошел на Сахалине. Мы попросили коллегу, сына инженера по технике безопасности, подежурить возле рубильника, чтобы его не включили, пока мы работаем. Он постоял некоторое время. А потом его позвали на обед. Парень и ушел, но сначала… включил рубильник. Мне руку обожгло ключом, который держал. Уже зная, что искать, я побежал к картографам за спиртом. Все сделал очень быстро. Обошлось. Местный врач сказал, что способ хороший, но официальная медицина такое не практикует."

Предприимчивость по-японски. "Работая на платформе, я лет пять не был в отпуске. В итоге насчитали 9 месяцев и все-таки отправили. Слетал домой, а потом вернулся. Удалось на время оставшегося отпуска устроиться на краболовное судно. Улов продавали в Японию. Как-то стояли в дрейфе возле Курильских островов. Погода прекрасная, ветра нет, штиль, солнышко. Решили отдохнуть, позагорать, искупаться. Боцману пришла в голову идея с борта нырнуть, а радист полез повыше, на рубку, чтобы оттуда прыгнуть. Я приготовился сфотографировать эти незабываемые моменты. Навожу фотоаппарат, как вдруг из-под борта выпрыгивает касатка, целясь в боцмана. Он падает на палубу, тогда акула попыталась достать радиста. Оказывается, она притаилась неподалеку и выбирала момент, чтобы атаковать. Обошлось. Но я успел сделать несколько уникальных снимков.

В Японии я сдал пленку на проявку и печать. На следующий день все забрал. На корабле посмотрел, а фотографии и негатива с касаткой нет. Вернулся в фотолавку недели через две. А там на дверях и окнах висят плакаты и календари с фотографией моей касатки. Продавец меня увидел, смутился, стал с порога извиняться. Заплатил две тысячи долларов и дал еще снимков и календарей для команды, но негатив оставил себе."

Дмитрий СИНЕНКО

Фото автора

logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 203-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос специалисту

Если Вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах "Вопросы и ответы" и "База знаний", Вы можете задать вопрос специалисту, для этого пройдите регистрацию или войдите в личный кабинет пользователя.

Сервис «Вопрос-Ответ» на Портале коммунальной грамотности населения предназначен для граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг. Специалисты Портала не имеют полномочий отвечать на вопросы предприятий системы ЖКХ и частных организаций, обслуживающих жилфонд (ТС, ЖСПК и др.). Разъяснения по новому законодательству в сфере ЖКХ, в том числе ответы на вопросы, возникающие у предприятий системы, публикуются в журнале «Живи Как Хозяин» с сентября 2016 года.