DSC 0263В средней школе № 12 Витебска существует единственный в учреждениях образования Придвинского края учебно-демонстрационный ресурсный центр по энергосбережению. Создан он в 2015 году в ходе реализации проекта ПРООН «Разработка интегрированного подхода к расширению программы по энергосбережению» при финансовой поддержке Евросоюза. В школе установлено уникальное для Витебщины оборудование, обучающее бережному отношению к электроэнергии. С его помощью проводятся занятия по темам, посвященным энергосбережению. Причем как для учащихся этой школы, так и для взрослых, в том числе из других городов Беларуси.

Экскурсия по ресурсному центру

DSC 7345

Ресурсный центр занимает отдельную, самую просторную в школе, аудиторию. Сюда на семинары и экскурсии по энергосбережению регулярно приезжают педагоги из других учреждений образования страны. Но основная задача ресурсного центра — просветительская работа среди школьников СШ № 12. Для учащихся третьих-шестых классов в этой аудитории еженедельно в течение учебного года проходят факультативы по энергосбережению. А всех остальных школьников сюда как минимум три раза в год приводят на экскурсии.

И, по словам директора СШ № 12 Светланы ТРЕТЬЯКОВОЙ, уже после первого посещения ресурсного центра дети, да и взрослые, меняют свое представление об окружающем мире, что неудивительно. Ведь в этой аудитории даже элементы интерьера учат энергосбережению и служат обучающим целям.

Так, на каждом из четырех окон установлены стеклопакеты с разными характеристиками.

— Пластиковые стеклопакеты в аудитории ресурсного центра отличаются количеством камер и материалом, — рассказывает Светлана ТРЕТЬЯКОВА. — Проводя экскурсию, мы рассказываем о свойствах каждого и объясняем, какие лучше всего и почему сберегают тепло. Также обращаем внимание, что бывают деревянные энергосберегающие стеклопакеты. Такой у нас тоже установлен на одном из окон. Деревянные стеклопакеты экологичней других, так как дерево, в отличие от пластика, при разложении не выделяет вредных примесей.

Под подоконниками в помещении ресурсного центра установлены различные виды радиаторов отопления.

DSC 7368

— Одну батарею в аудитории мы оставили чугунную, а остальные — из алюминия с примесью разных сплавов, — продолжает Светлана ТРЕТЬЯКОВА. — Каждый тип радиатора отличается количеством тепла, необходимого на обогрев помещения. Чем металл толще, тем больше требуется теплоэнергии для нагрева. При этом чугунные батареи самые долговечные. Их срок службы — до 50 лет, а у других — максимум 15 лет. Хотя на подогрев таких батарей тратится больше тепла, чем на нагревание биметаллических радиаторов.

Дальше собеседница обращает мое внимание на стенд с оборудованием, которое позволяет рассчитать теплопроводность стен. Здесь находятся образцы разных стройматериалов и утеплителей, применяемых в теплоизоляции зданий. При соединении миниатюрных элементов друг с другом индикатор на табло выдает результат. По словам Светланы ТРЕТЬЯКОВОЙ, этот стенд пользуется особой популярностью у родителей учеников и других взрослых гостей ресурсного центра, занимающихся строительством.

DSC 7355

— Например, можно взять вагонку, штукатурку, два слоя цемента, — показывает директор СШ № 12. — Теплопроводность будет небольшая. Тогда убираем вагонку, кладем гипсокартон, наносим минеральную вату. Показатель гораздо выше.

В углу аудитории большой информационный стенд, где собраны все существующие лампочки — от накаливания до светодиодов. Педагоги, рассказывая о характеристиках ламп, советуют делать выбор, исходя из целей их дальнейшего применения.

DSC 7360

— В частности, люминесцентные лампочки нужно использовать при длительном горении, — рассказывает Светлана ТРЕТЬЯКОВА. — Их надо применять в помещениях, где долго горит свет. От частого включения-выключения срок годности этих ламп снижается. Но самые приемлемые — это светодиодные лампочки, хоть они и немного дороже всех остальных. Такие лампы наименее энергоемкие. А вот лампочки накаливания, напротив, потребляют больше всего электричества.

По соседству с этим стендом — устройство, позволяющее рассчитать, сколько используют электроэнергии различные бытовые приборы в спящем режиме. Чтобы получить эту информацию, надо ввести в устройство характеристики диагностируемой техники.

— Редко кто задумывается, что включенные в розетку электробытовые приборы в режиме ожидания потребляют приличное количество электроэнергии, — говорит Светлана ТРЕТЬЯКОВА. — Два года назад шестиклассник Никита БУСКО выполнял исследовательскую работу о технике, которая находится в режиме ожидания в двухкомнатной квартире, где он живет с мамой. Мальчик вводил характеристики микроволновой печи, двух телевизоров и зарядного устройства мобильного телефона, которые они часто оставляют в розетке. Никита подсчитал, что за год все приборы, находящиеся в спящем режиме, потребляют 370 кВт ч электроэнергии. Потом он умножил этот показатель на количество квартир во всем доме, и получилась очень большая цифра. Впечатленный результатами своего исследования, Никита с тех пор выключает из розетки у себя в квартире все электроприборы. И каждому советует это делать.

DSC 0353

Дети воспитывают своих родителей

Кроме факультативных занятий и экскурсий, в школе проводятся и другие тематические мероприятия, призывающие бережно относиться к потреблению электроэнергии. Так, во время ежегодной недели энергосбережения проходит конкурс ученических агитбригад. Дети готовят песни, стихи, инсценировки на тему бережного отношения к энергоресурсам. Победителям и призерам вручаются призы.

На обычных уроках в СШ № 12 применяют практико-ориентированные задачи. Например, на математике пятиклассники считают, сколько мороженого можно купить на деньги, сэкономленные от бережного потребления энергоресурсов. На уроках по русскому языку педагоги с учащимися разбирают предложения об энергосбережении. На химии подростки исследуют свойства элементов, входящих в состав альтернативных источников топлива.

DSC 7352

— Когда школьник ежедневно погружается в тему энергосбережения, кроме того, что он сам начинает бережно относиться к энергоресурсам, так еще и приучает к этому окружающих, — говорит Светлана ТРЕТЬЯКОВА. — Некоторые взрослые, приходя на родительское собрание, говорят: «Это чудо, наши дети в пятом классе знают больше, чем мы». А один папа как-то сказал: «Я пришел с работы, разделся, свет включил в ванной и в коридоре. Переодевшись, сел смотреть телевизор в комнате. А ребенок за мной сразу пошел выключать свет».

Деятельность ресурсного центра не ограничивается школьными стенами. Каждый год в мае педагоги участвуют в празднике микрорайона, раздавая прохожим на улице рекламные брошюры с рекомендациями по энергосбережению.

Как отмечает Светлана ТРЕТЬЯКОВА, главная цель ресурсного центра — воспитание у населения Беларуси бережного отношения к энергоресурсам. В школе надеются, что выпускники учебного заведения и взрослые, пообщавшиеся с педагогами Центра, станут проводниками и пропагандистами энергосберегающей культуры.

DSC 0330

Евгений КАРПАС

Фото автора и Валерии Кислой

Добавить комментарий


logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 203-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос специалисту

Если Вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах "Вопросы и ответы" и "База знаний", Вы можете задать вопрос специалисту, для этого пройдите регистрацию или войдите в личный кабинет пользователя.

Сервис «Вопрос-Ответ» на Портале коммунальной грамотности населения предназначен для граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг. Специалисты Портала не имеют полномочий отвечать на вопросы предприятий системы ЖКХ и частных организаций, обслуживающих жилфонд (ТС, ЖСПК и др.). Разъяснения по новому законодательству в сфере ЖКХ, в том числе ответы на вопросы, возникающие у предприятий системы, публикуются в журнале «Живи Как Хозяин» с сентября 2016 года.