zaglavnoeСфера жилищно-коммунального хозяйства претерпела в последнее время немало изменений. Иногда трактовка нововведений вызывает некоторое недопонимание между различными государственными органами. Только непонятно, происходит это по причине незнания нового законодательства или из-за желания извлечь некую выгоду.

Подобным противоречием между товариществами собственников и исполнительной властью стала санитарная уборка и содержание придомовой территории. В Указе Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» четко прописано, что поддержание и восстановление санитарного и технического состояния придомовой территории за счет собственных средств ТС и ЖСПК осуществляется лишь в том случае, если территория передана им в аренду или для обслуживания жилых домов. Однако, по словам председателей ТС и ЖСПК, районные администрации г. Минска заставляют их содержать за свой счет и земли общего пользования. И осуществляется это посредством закрепления дополнительных территорий за ТС и ЖСПК.

Ukaz

Выдержка из Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 года № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг» 

— Для обслуживания жилого дома нам по решению Мингорисполкома был передан земельный участок, то есть содержать его мы обязаны за свой счет, но районная администрация, ссылаясь на горисполком, своим решением закрепила за нами дополнительную территорию, — делится информацией один из председателей столичного ТС. — Эту землю ни в аренду, ни для обслуживания нам никто не передавал. Получается, что Указ Президента не исполняется. На мой взгляд, исполнительные и распорядительные органы власти должны быть образцом для остальных граждан по части соблюдения законодательства.

Plan 1

Информация предоставлена председателем столичного товарищества собственников

Руководитель товарищества считает этот факт социальной несправедливостью:

«В одном дворе находятся два жилых дома, люди, проживающие в них, пользуются одними и теми же правами. Только общим имуществом одних управляет товарищество собственников, а других — государственная служба заказчика. Нашим жильцам никто не предоставляет субсидий в полном объеме на оплату текущего ремонта, освещение мест общего пользования и лифтового оборудования, они готовы платить за чистоту во дворах, хотя это, на мой взгляд, уже не совсем справедливо. Но почему они должны платить еще и за то, на что по закону должны выделять средства из бюджета? Выходит, что наши жильцы фактически оплачивают уборку территории второго жилого дома, имуществом которого управляет госзаказчик».

Plan 2

Снимок носит иллюстративный характер

Такие случаи не единичны, представители объединений собственников квартир не раз поднимали этот вопрос на обучающих семинарах ГУЦ «Жилком» и Республиканского союза товариществ собственников и ЖСПК, участие в которых принимают и представители различных ведомств. По словам председателей ТС, с этой проблемой они не единожды обращались и в Мингорисполком, повлиять на решения которого не смогли даже официальные письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства.

ReshenieЮрист Олег БАНДЫК считает, что ТС обязано поддерживать и восстанавливать санитарное и техническое состояние придомовой территории за свой счет только при условии передачи территории в аренду или для обслуживания товариществу, причем в этом случае должны иметься соответствующие документы. Во всех остальных случаях услуга предоставляется за счет средств местных бюджетов базового уровня и бюджета г. Минска.

— Подобная деятельность администрации по «закреплению территории» не соответствует законодательству, товарищества не обязаны за свой счет содержать землю, которая не передана им в аренду или для обслуживания, — считает Олег БАНДЫК. — Увеличить или уменьшить площадь участка администрация также не вправе, только горисполком может вносить изменения в свои решения или принимать новые. Причем в данном случае это возможно только при выявлении нарушений в части первоначального определения границ, в остальных — только по обращению товарищества.

В свою очередь в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства сообщили, что им известно об этой проблеме, и в настоящее время специалисты ведомства предпринимают шаги для урегулирования сложившейся ситуации.

— Мы получаем обращения от товариществ собственников по вопросу законности закрепления территорий за ними и финансирования работ по их содержанию. В целях единообразного применения норм Указа № 535 для защиты прав потребителей, проживающих в жилищном фонде, не обслуживаемом организациями ЖКХ, наше ведомство направило в Мингорисполком свое мнение по этому вопросу. Будут ли приняты необходимые меры, мы узнаем в ближайшее время, о чем горисполком должен нас проинформировать, — делится консультант отдела по эксплуатации жилищного фонда, организации и проведению жилищной реформы управления жилищного хозяйства Министерства ЖКХ Евгения КРАСУЦКАЯ. — Позиция Министерства заключается в том, что участие граждан и организаций в выполнении работ по содержанию территории, а также в финансировании этих работ согласно Правилам благоустройства и содержания города Минска должно осуществляться в рамках, устанавливаемых Конституцией Республики Беларусь, Гражданским и Жилищным кодексами, Кодексом Республики Беларусь о земле, Указами Президента Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Редакция Портала уже отправляла официальный запрос Мингорисполкому с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию. На тот момент пресс-секретарь ведомства Елена МОХОР сообщила по телефону, что пока в исполкоме от комментариев отказываются. Будем надеяться, что официальный ответ представителей Минского горисполкома Министерству жилищно-коммунального хозяйства поможет каким-то образом разобраться в ситуации. Портал коммунальной грамотности будет следить за дальнейшим развитием событий.

Комментарий

Член правления Международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадий КАЛЁНОВ:

«С точки зрения мировой практики позиция Минжилкомхоза идеальна — именно такая практика используется повсеместно в странах Евросоюза и других развитых странах мира, когда за содержание объекта недвижимости, земельного участка под застройкой и всего того, что на нем находится, отвечает собственник. По сути, к проблеме содержания дворовых территорий (прим. ред. — за пределами земельных участков ТС) в Минске можно добавить еще и неупомянутый «ямочный ремонт», который также перекладывают на собственников квартир ТС и ЖСПК. Закрепляя за ТС и ЖСПК земли общего пользования для содержания, как за субъектами хозяйствования, местные власти не принимают во внимание, что это некоммерческие объединения собственников квартир. Они создаются для управления общим имуществом многоэтажного дома, к которому земли общего пользования отношения не имеют. Собственники «организованных» и «неорганизованных» многоэтажек платят одни и те же налоги в местный бюджет. А на фоне сложившейся ситуации с местными органами власти призывы к собственникам «быть активными» и «воспитывать в людях чувство собственности» и вовсе выглядят довольно странно. Ведь «неактивным» собственникам дают пряник в виде содержания дворовых территорий за счет бюджета, а «активным», объединенным в ТС и ЖСПК, — кнут в виде предписаний содержать за собственный счет городские земли общего пользования».

Валерия КИСЛАЯ, фото автора

Комментарии  
Павел
# Павел 11.05.2018 16:56
Хорошая статья, но решения до сих пор нет - МинЖКХ никак не может повлиять на решения МГИК и районных администраций, а те только и рады.

Почему МинЖКХ не пишет в прокуратуру, если считает, что действия МГИК нарушают права граждан? Какие действия кроме запроса в МГИК сделало МинЖКХ?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий


logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 203-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос специалисту

Если Вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах "Вопросы и ответы" и "База знаний", Вы можете задать вопрос специалисту, для этого пройдите регистрацию или войдите в личный кабинет пользователя.

Сервис «Вопрос-Ответ» на Портале коммунальной грамотности населения предназначен для граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг. Специалисты Портала не имеют полномочий отвечать на вопросы предприятий системы ЖКХ и частных организаций, обслуживающих жилфонд (ТС, ЖСПК и др.). Разъяснения по новому законодательству в сфере ЖКХ, в том числе ответы на вопросы, возникающие у предприятий системы, публикуются в журнале «Живи Как Хозяин» с сентября 2016 года.