Текущий и капитальный ремонт (ремонт подъездов)

ВОПРОС:

Общежитие находится в хозяйственном ведении организации республиканской формы собственности. Какие виды текущего ремонта в общежитии должны оплачиваться жильцами общежития? Каким перечнем видов работ при текущем ремонте общежития для выставления расходов жильцам необходимо руководствоваться организациям республиканской формы собственности?

ОТВЕТ: 

Порядок проведения текущего ремонта жилых помещений в общежитии определен п.40 Положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269 (далее - Положение об общежитиях). Согласно части второй п.40 Положения об общежитиях за счет проживающих производятся: побелка потолка, побелка, окраска или оклейка обоями стен, окраска радиаторов, оконных переплетов, подоконников, дверей и встроенных шкафов и антресолей, вставка стекол, окраска или покрытие лаком полов жилых помещений в общежитии, находящихся в обособленном владении и пользовании семей.

Данная норма определяет только порядок проведения текущего ремонта занимаемых нанимателями жилых помещений.

Проведение текущего ремонта конструктивных элементов и инженерных систем общежитий, находящихся в коммунальной собственности, финансируется в соответствии с Инструкцией о порядке планирования, проведения и финансирования текущего ремонта жилищного фонда, утвержденной постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.03.2016 № 5. Однако порядок, установленный данной Инструкциейне распространяется на общежития республиканской формы собственности.

Текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем (мест общего пользования) в общежитии осуществляется на основании требований п.35 Положения об общежитиях, согласно которому эксплуатация общежития осуществляется организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, а при ее отсутствии - государственной организацией с соблюдением требований технических нормативных правовых актов, то есть для организаций, осуществляющих эксплуатацию, содержание и обслуживание общежитий, обязательно соблюдение норм и требований технических нормативных правовых актов Республики Беларусь, регламентирующих порядок эксплуатации общежитий и предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в общежитии.

Перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений (рекомендуемый), приведен в приложении А к ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267; http://tnpa.by/#!/DocumentCard/252462/350125).

Плата за текущий ремонт в жилых домах вносится в соответствии с договорами на оказание услуг по текущему ремонту, заключенными между плательщиками жилищно-коммунальных услуг и исполнителем, если иное не предусмотрено законодательными актами. В договорах на оказание услуг по текущему ремонту указываются виды работ, их стоимость и сроки проведения.

Размер платы за текущий ремонт исчисляется исходя из фактической стоимости, определенной в акте выполненных работ к договору на оказание услуг по текущему ремонту, в доле, соразмерной общей площади жилых и (или) нежилых помещений, принадлежащих и (или) занимаемых плательщиками жилищно-коммунальных услуг (п.23 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571).

Таким образом, порядок финансирования текущего ремонта в общежитиях, находящихся в коммунальной собственности, отличается от финансирования ремонта общежитий республиканской формы собственности.

от 03/10/2018

Вопрос:

Инструкция о порядке планирования, проведения и финансирования текущего ремонта жилищного фонда №5 от 30.03.2016 г. согласно п. 1 не относится к общежитиям респуликанской формы собственности. Учитывая вышизложенное, а также то, что в соответствии с п. 1.7 Указа №550 от 05.12.13 г. порядок планирования,проведения и финансирования текущего ремонта жилищного фонда, а также виды работ, выполняемых при текущем ремонте жилищного фонда, и источники их финансирования определяются Министерством жилищно-коммунального хозяйства по согласованию с Министерством финансов, хотелось бы узнать каким ТНПА Министерства жилищно-комунального хозяйства определяется порядок планирования,проведения и финансирования текущего ремонта в общежитии республиканской формы собственности. Спасибо.

Ответ:

Порядок планирования, проведения и финансирования текущего ремонта в общежитии и в общежитии республиканской формы собственности в форме отдельного нормативного документа в настоящее время в законодательстве не определен.

Согласно п. 40 Положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 N 269, текущий ремонт жилых помещений в общежитии, предназначенных для проживания одиноких граждан (кроме изолированных жилых помещений, находящихся в обособленном владении и пользовании), производится за счет средств государственной организации и иных источников, не запрещенных законодательством.

Побелка потолка, побелка, окраска или оклейка обоями стен, окраска радиаторов, оконных переплетов, подоконников, дверей и встроенных шкафов и антресолей, вставка стекол, окраска или покрытие лаком полов жилых помещений в общежитии, находящихся в обособленном владении и пользовании семей, производятся за счет проживающих.

Кроме того, организация-наймодатель общежития обязана своевременно производить необходимый капитальный и текущий ремонт здания   общежития,   его   жилых  помещений  и  мест  общего  пользования, инженерно-технического оборудования и инвентаря (п. 5.3 Типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269).

Перечень видов работ по текущему ремонту общежитий определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами (абз. 3 п. 3 Инструкции о порядке планирования, проведения и финансирования текущего ремонта жилищного фонда, утвержденной Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 30.03.2016 № 5).

В приложении А к ТКП 45-1.04-206-2010 (02250) приведен рекомендуемый перечень работ, выполняемых при текущем ремонте.

Это перечень относится и к общежитиям.

от 03/10/2018

Порядок проведения текущего ремонта подъезда урегулирован Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 04.02.2015 № 5 "О некоторых вопросах проведения текущего ремонта жилищного фонда", которым утверждены "Методические рекомендации об организации проведения работ по текущему ремонту жилищного фонда, источниками финансирования которых являются средства от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений и членами организаций застройщиков платы за текущий ремонт"
Текущий ремонт подразделяется на плановый и внеплановый ремонты.
Текущий ремонт осуществляется на основании дефектного акта с указанием видов и объемов работ, локальной сметы и договора на оказание услуг по текущему ремонту жилого дома.
Выбор материалов отделки и цветового решения при выполнении текущего ремонта подъездов принимается в соответствии с решением потребителей.
Объекты, подлежащие текущему ремонту, включаются в годовой план текущего ремонта жилищного фонда, формируемый организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, по результатам плановых (общих и частичных) и неплановых технических осмотров жилищного фонда, проводимых в соответствии с требованиями ТКП 45-1.04-208-2010 (п. 11 Методических рекомендаций).

Если конкретный подъезд дома включен в годовой план, то текущий ремонт делают независимо от согласия или несогласия жильцов подъезда.

В соответствии с частью первой пункта 5 статьи 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь отказ от заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не освобождает собственников жилых и (или) нежилых помещений, в том числе собственников блокированных и одноквартирных жилых домов, нанимателей и арендаторов жилых помещений, членов организации застройщиков, дольщиков, заключивших договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, от внесения платы за фактически оказанные основные жилищно-коммунальные услуги.
Таким образом, плата за текущий ремонт предъявляется всем потребителям (при текущем ремонте подъезда - потребителям, в пользовании которых находится подъезд), в том числе отказавшимся от заключения договора.

Если же потребители не согласны с включением подъезда в План, они могут оспорить План, подав жалобу в местный исполком.
Внеплановый текущий ремонт осуществляется при установлении неудовлетворительного технического и эстетического состояния конструктивных элементов и инженерных систем (оборудования), в результате совершенных действий вандального характера, либо по решению потребителей о необходимости проведения текущего ремонта жилищного фонда, принятому в соответствии с законодательством.

от 18/02/2016

Вопрос:

В собственности имею квартиру в блокированном доме на первом этаже с отдельным входом и двором. На втором этаже квартира сдана в аренду. Приватизировать её нельзя, так как это арендное жилье. Могу ли я, отказаться от уплаты технического обслуживания и капитального ремонта (какие документы для этого нужны)? Что входит в техническое обслуживание блокированного дома?

Ответ:

Согласно п. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 "О предоставлении жилищно-коммунальных услуг" к основным жилищно-коммунальным услугам относятся техническое обслуживание, текущий ремонт, капитальный ремонт, санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, техническое обслуживание лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с частью первой пункта 5 статьи 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь отказ от заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не освобождает собственников жилых и (или) нежилых помещений, в том числе собственников блокированных и одноквартирных жилых домов, нанимателей и арендаторов жилых помещений, членов организации застройщиков, дольщиков, заключивших договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, от внесения платы за фактически оказанные основные жилищно-коммунальные услуги.

Таким образом, Вы как собственник  обязаны вносить плату за все основные жилищно-коммунальные услуги, и не можете отказаться от их оказания.

Перечень работ по техническому обслуживанию всех домов, в том числе блокированных, утвержден Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Р еспублики Беларусь от 20.05.2013 № 12 "Об установлении перечня работ по техническому обслуживанию и периодичности их выполнения".

от 12/02/2016

Вопрос:

Ситуация такая: у меня в квартире (угловая) промерзает стена, вследствие чего появился грибок, температура возле стены 14-16 градусов, в комнате 20 градусов. В заключении комиссии ЖКХ написано, что утепление будет произведено при наличии финансирования в 2016 году. Подскажите, пожалуйста, каким образом определяется очередность утепления дома (в случае промерзания стены) и кто должен произвести финансирование, если ежемесячно в жировке выделяется сумма на ремонт?

Ответ:

Согласно Перечню видов работ по текущему ремонту жилищного фонда, источниками финансирования которых являются средства местных бюджетов, а также иные источники финансирования, не запрещенные законодательством, утвержденному Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 04.06.2014 № 12, утепление промерзающих участков стен (устранение сырости и продуваемости) в отдельных помещениях (по стояку или в одном уровне квартиры) входит в этот перечень

Таким образом, утепление промерзающих участков стен производится за счет средств местных бюджетов, поэтому периодичность утепления определяется местными органами власти на основании наличия (отсутствия) в бюджете денежных средств на эти цели.

от 11/02/2016

Вопрос:

Могут ли переноситься сроки капремонта дома в случае ремонта подъездов по инициативе ЖЭС/ЖРЭО, какое решение? Капремонт дома №59 по ул. Калиновского, ранее был запланирован на 2010, потом 2013 (http://minsk.gov.by/ru/org/8645/attach/ffa5c10/perspektivn_progr.shtml), а после вообще на 2015-2020.

Ответ:

Иные лица (не учащиеся), проживающие в общежитии государственного учреждения образования, вносят плату за жилищно-коммунальные услуги и плату за пользование жилым помещением в порядке, определенном в главе 8 Положения (п. 58 Положения об общежитиях, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269).

Наниматели жилых помещений в общежитии вносят в соответствии с законодательством плату за пользование жилым помещением, а также плату за жилищно-коммунальные услуги по тарифам для населения, установленным в соответствии с законодательными актами.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 "О предоставлении жилищно-коммунальных услуг" под санитарным содержанием вспомогательных помещений жилого дома понимается комплекс услуг по санитарной обработке (уборке) вспомогательных помещений жилого дома, их конструктивных элементов, инженерных систем, в том числе мойка или иная обработка поверхностей вспомогательных помещений, включая дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, в результате чего эти помещения будут соответствовать установленным санитарным требованиям.

Исходя из буквального толкования норм Указа № 535 основной (подлежащей оплате в любом случае) жилищно-коммунальной услугой является санитарное содержание вспомогательных помещений именно жилого дома.

Общежитие - жилой дом (его часть), специально построенный или переоборудованный для проживания граждан на период их работы (службы), учебы (п. 1 ст. 119 Жилищного кодекса Республики Беларусь).

Таким образом, наниматели жилых помещений в общежитии обязаны вносить плату за санитарное содержание вспомогательных помещений в общежитии в размере полного возмещения затрат на эту услугу.

Согласно п. 4 ст. 1 Жилищного кодекса вспомогательное помещение - помещение, расположенное внутри блокированного либо многоквартирного жилого дома вне квартир, предназначенное для обеспечения эксплуатации жилого дома (вестибюль, коридор, галерея, лестничные марши и площадки, лифтовые холлы и другие помещения).

Из перечня в вопросе только площадь подвалов относится к вспомогательным помещениям.

от 11/02/2016

Порядок проведения текущего ремонта подъезда урегулирован Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 04.02.2015 № 5 "О некоторых вопросах проведения текущего ремонта жилищного фонда", которым утверждены "Методические рекомендации об организации проведения работ по текущему ремонту жилищного фонда, источниками финансирования которых являются средства от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений и членами организаций застройщиков платы за текущий ремонт"

Текущий ремонт подразделяется на плановый и внеплановый ремонты.

Плановый текущий ремонт осуществляется в соответствии с разработанными в установленном порядке годовыми планами текущего ремонта жилищного фонда, формируемыми с учетом:

технического и эстетического состояния конструктивных элементов и инженерных систем (оборудования);

периодичности проведения работ по текущему ремонту жилищного фонда.

Внеплановый текущий ремонт осуществляется при установлении неудовлетворительного технического и эстетического состояния конструктивных элементов и инженерных систем (оборудования), в результате совершенных действий вандального характера, либо по решению Потребителей о необходимости проведения текущего ремонта жилищного фонда, принятому в соответствии с законодательством.

Текущий ремонт осуществляется на основании дефектного акта с указанием видов и объемов работ, локальной сметы и договора на оказание услуг по текущему ремонту жилого дома.

Выбор материалов отделки и цветового решения при выполнении текущего ремонта подъездов принимается в соответствии с решением потребителей.

Плановый текущий ремонт

Объекты, подлежащие текущему ремонту, включаются в годовой план текущего ремонта жилищного фонда, формируемый организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, по результатам плановых (общих и частичных) и неплановых технических осмотров жилищного фонда, проводимых в соответствии с требованиями ТКП 45-1.04-208-2010.

До проведения текущего ремонта заказчик обязан не позднее месяца до начала проведения работ по текущему ремонту предоставить потребителям информацию:

о планируемых сроках проведения ремонтных работ;

об основных видах ремонтных работ;

об общей ориентировочной стоимости ремонта и сумме, необходимой для возмещения затрат с 1 кв.м общей площади занимаемых потребителями жилых помещений (при текущем ремонте подъезда - общей площади жилых помещений потребителей, в пользовании которых находится подъезд);

о должностном лице заказчика с указанием контактных телефонов, времени и месте приема потребителей, для решения организационных вопросов по проведению текущего ремонта (определение перечня и качества материалов, используемых для ремонта, выбор цветового решения, выбор уполномоченного лица (лиц) от потребителей по приемке выполненных работ и т.п.);

о дате, месте и времени проведения общего собрания потребителей, повестке дня (не позднее чем за десять дней до проведения общего собрания потребителей).

Внеплановый текущий ремонт

Решение о проведении внепланового текущего ремонта, а также иные решения по организации его проведения принимаются группой потребителей, проживающих в многоквартирном жилом доме (в подъезде, на этаже многоквартирного жилого дома и т.д.), простым большинством голосов потребителей и оформляются протоколом собрания потребителей либо опросным листом без проведения собрания потребителей.

По инициативе группы потребителей о проведении текущего ремонта заказчиком организуется проведение общего собрания потребителей или письменного опроса в соответствии с законодательством.

Заказчик обязан:

не позднее чем за десять дней до проведения общего собрания потребителей уведомить каждого потребителя о дате, месте и времени его проведения, повестке дня;

провести общее собрание потребителей, на котором:

принять решение о проведении текущего ремонта;

определить виды и объемы работ;

определить перечень и качество материалов, используемых для ремонта;

согласовать цветовое решение;

принять решение о выборе исполнителя;

принять решение о выборе уполномоченного лица (лиц) от потребителей для приемки выполненных работ;

по результатам проведения общего собрания потребителей составить протокол общего собрания с отражением в нем всех принятых решений;

составить дефектный акт, локальную смету и договоры;

предложить потребителям к заключению договоры.

Устранение повреждений в результате актов вандализма

Согласно п. 1.6 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 "О предоставлении жилищно-коммунальных услуг" при выявлении повреждений вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома, в том числе в результате актов вандального характера, либо надписей и (или) изображений непристойного характера в ходе проведения общих осмотров жилого дома организация, осуществляющая эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющая жилищно-коммунальные услуги, обязана в течение 5 рабочих дней уведомить уполномоченное лицо по управлению общим имуществом, товарищество собственников либо организацию застройщиков (за исключением товариществ собственников либо организаций застройщиков, самостоятельно осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда) для принятия соответствующих мер.

Устранение указанных в части первой настоящего подпункта повреждений, надписей и (или) изображений и приведение вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома в соответствие с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов осуществляются в течение месяца после выявления либо получения уведомления о выявлении этих повреждений, надписей и (или) изображений.

Плата за текущий ремонт, произведенный в целях устранения указанных в части первой настоящего подпункта повреждений, надписей и (или) изображений, вносится потребителями для возмещения фактических затрат по текущему ремонту соразмерно общей площади принадлежащих потребителям или занимаемых ими жилых и (или) нежилых помещений без заключения договоров на оказание услуг по текущему ремонту жилого дома.

Приемка и оплата выполненных работ

Приемка выполненных работ осуществляется комиссией, созданной заказчиком с участием представителя потребителей.

Размер платы за текущий ремонт определяется исходя из фактической стоимости, определенной в акте выполненных работ, в доле, соразмерной общей площади жилых помещений, принадлежащих и (или) занимаемых потребителями.

В соответствии с частью первой пункта 5 статьи 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь отказ от заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не освобождает собственников жилых и (или) нежилых помещений, в том числе собственников блокированных и одноквартирных жилых домов, нанимателей и арендаторов жилых помещений, членов организации застройщиков, дольщиков, заключивших договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, от внесения платы за фактически оказанные основные жилищно-коммунальные услуги.

Таким образом, плата за текущий ремонт предъявляется всем потребителям (при текущем ремонте подъезда - потребителям, в пользовании которых находится подъезд), в том числе отказавшимся от заключения договора.

от 02/02/2016

«О предоставлении гражданам, постоянно проживающим и работающим в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, льготных кредитов на капитальный ремонт и реконструкцию жилых помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек».

В целях урегулирования вопросов, связанных с предоставлением льготных кредитов, предусмотренных Указом № 75, в части предоставления таких кредитов участникам долевой собственности Минжилкомхозом в адрес облисполкомов и ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк» направлено письмо от 26 июля 2013 г. № 02-01-05/553. Учитывая целевое назначение льготных кредитов (капитальный ремонт и реконструкция жилых помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек), предоставление кредита на ремонт (реконструкцию) определенной части (доли) жилого помещения, за исключением случаев, если доля выделена в виде изолированного жилого помещений, невозможна. В этой связи, исходя из общих требований гражданского законодательства льготный кредит на строительство (реконструкцию) жилого помещения, принадлежащего на праве долевой собственности, может быть предоставлен одному участников долевой собственности. При этом между участниками долевой собственности должны быть письменно определены порядок получения, использования и возврата кредита. Принимая во внимание одноразовость предоставления льготного кредита, остальные участники долевой собственности должны оформить письменный отказ от использования льготного кредита в последующем. Такой же порядок может быть применен при предоставлении льготных кредитов на финансирование проектирования и строительства объектов газораспределительной и внутридомовой систем в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 368 «О мерах по регулированию отношений при газификации природным газом эксплуатируемого жилищного фонда граждан».

от 05/01/2016

В соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. Таким образом, при получении процентов банка, начисленных за хранение временно свободных средств, предназначенных на капитальный ремонт жилых домов, объект налогообложения налогом на добавленную стоимость отсутствует. Согласно подпункту 3.5. пункта 3 статьи 128 НК в состав внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении, включаются доходы в виде процентов, полученных за предоставление в пользование денежных средств организаций, а также процентов за пользование банком денежными средствами, находящимися на банковском счете. Таким образом, проценты, начисленные банками за пользование денежными средствами, находящимися на субсчетах организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда, местных исполнительных и распорядительных органов, открываемых для накопления средств, поступающих от населения на капитальный ремонт жилищного фонда, для целей налогообложения признаются 22 Письма республиканских органов государственного управления внереализационными доходами, облагаемыми налогом на прибыль. НК не устанавливает особенностей по уплате налога на прибыль в зависимости от того, на каком банковском счете возникают доходы, подлежащие налогообложению. Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством указанные проценты не имеют целевой характер их использования и, следовательно, могут быть использованы на иные цели, не связанные с капитальным ремонтом жилых домов.

от 05/01/2016

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» вопросы обеспечения развития жилищного фонда, включая вопросы обеспечения надлежащего технического состояния жилищного фонда, а также организации капитального ремонта жилых домов, находятся в компетенции местных исполнительных и распорядительных органов.

Капитальный ремонт жилых домов производится в соответствии с программами (списками) капитального ремонта жилищного фонда, утверждаемыми ежегодно местными исполнительными и распорядительными органами. Ремонтно-строительные работы производятся на основании проектно-сметной документации, утвержденной и прошедшей в установленном порядке вневедомственную государственную экспертизу. Принятие конкретных проектных решений по жилому дому и включение видов ремонтных работ в проектно-сметную документацию осуществляется по результатам обследования дома исходя из технического состояния конструктивных элементов здания с учетом Перечня основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий и сооружений, изложенного в ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений».

Согласно Закону Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» техническое обслуживание включает в себя эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества жилых домов, уборку и освещение вспомогательных помещений жилых домов, придомовой территории, а также ремонт усовершенствованных покрытий проездов, проходов, уход за зелеными насаждениями.

Действующим законодательством функции по обеспечению надлежащего технического обслуживания, в том числе уборке вспомогательных помещений жилого дома и придомовой территории, освещению мест общего пользования, возложены на организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда.

от 05/01/2016

Согласно техническому кодексу установившейся практики ТКП 45-1.04-208 «Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации. Основные требования», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267, к техническому обслуживанию относится комплекс организационно-технических мероприятий по поддержанию исправного и работоспособного состояния строительных конструкций путем устранения их незначительных неисправностей; обеспечение установленных параметров и режимов работы, наладка и регулирование инженерных систем; осуществления работ по подготовке к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам года. Техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-1.01-4-2005 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения», утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.07.2005 N 172, установлено, что к текущему ремонту относится ремонт, который производится с целью предотвращения дальнейшего интенсивного износа, восстановления исправности и устранения повреждений конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений. Приложением А Перечня основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений, утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267, установлены виды работ, выполняемые при текущем ремонте жилых домов. Такие виды работ как прочистка вентиляционных каналов, замена антенн для радио и телевизионных антенн, ремонт сетей радио, телевидения и телефонизации внесены в данный Перечень (А.2 п. 8, А. 4 п. 6, А. 15 п. 11 соответственно). Учитывая изложенное, при планировании текущего ремонта жилищного фонда такие виды работ как прочистка вентиляционных каналов, замена антенн для радио и телевизионных антенн, ремонт сетей радио, телевидения и телефонизации и другие работы, включенные в приложение А Перечня основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.04-206-2010, необходимо выполнять в соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 2.10.2006 № 160 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию текущего ремонта жилищного фонда». Следует отметить, что затраты, связанные с выполнением указанных видов работ, не включаются в себестоимость технического обслуживания жилищного фонда.

от 05/01/2016

Согласно пункту 6.5 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома в Республике Беларусь, утвержденных приказом Минжилкомхоза от 7 декабря 1999г. № 177, собственники и наниматели жилых помещений обязаны производить за счет собственных средств ремонт занимаемого жилого помещения, включая замену окон и дверей.
Положением о порядке переустройства и перепланировки жилых помещений в многоквартирных жилых домах, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2006 N 1805, предусмотрено, что замена оконных и балконных заполнений фасадов жилых домов производится по согласованию с организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, организацией застройщиков, специализированными организациями (органами), обслуживающими жилой дом. В соответствии с техническим кодексом ТКП 45-1.04-14-2005 «Техническая эксплуатация жилых и общественных зданий», утвержденным приказом Минстройархитектуры от 10 октября 2005 г. № 262, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации до замены оконных деревянных блоков 40 лет.

Учитывая вышеизложенное, гражданин в процессе эксплуатации жилого дома обязан (имеет право) производить замену оконных блоков за счет собственных средств до проведения капитального ремонта, а оплата этих работ не может рассматриваться как убытки, понесенные в связи с несвоевременным проведением капитального ремонта дома. Решение о постановке жилого дома на капитальный ремонт принимается местными исполнительными органами исходя из технического состояния конструктивных элементов здания. Следует отметить, что техническим кодексом ТКП 45-1.04-14-2005 определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации жилых и общественных зданий до постановки на капитальный ремонт -25 лет. Капитальный ремонт жилых домов производится на основании проектной документации, утвержденной и прошедшей в установленном порядке государственную экспертизу. Принятие конкретных проектных решений по жилому дому и включение видов ремонтных работ в проектную документацию осуществляется по результатам обследования дома с учетом Перечня основных видов работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий и сооружений, изложенного в ТКП 45- 1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений». Техническим кодексом установившейся практики ТКП 45-2.04-43-2006 «Строительная теплотехника» предусмотрено, что при постановке на капитальный ремонт жилых зданий следует предусматривать тепловую модернизацию заполнений наружных световых проемов, имеющих сопротивление теплопередаче менее установленного нормативного значения для нового строительства, путем полной замены оконных блоков.

Следовательно, если гражданин самостоятельно установил за счет собственных средств оконные блоки и они имеют термическое сопротивление не менее нормативного значения, то при капитальном ремонте оконные блоки замене не подлежат. При капитальном ремонте жилых домов ремонтно-строительные работы выполняются подрядными организациями на основании проектной документации и в соответствии с заключенными договорами подряда. Порядок заключения и исполнения договоров, а также порядок расчета за выполненные работы урегулирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450 «Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда».

Согласно пункту 41 вышеуказанных Правил основанием для расчета за выполненные работы служат подписанная представителями заказчика и подрядчика справка о стоимости выполненных работ и затратах или акт о выполнении строительно-монтажных работ. В случае если работы по замене оконных блоков подрядчиком не производились, то эти работы не могут быть включены в акты выполненных работ. Согласно пункту 9 Инструкции о порядке проверки правильности расходования государственных средств, выделенных на капитальное строительство (реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство) объектов, и производства контрольных обмеров строительных и ремонтных работ, утвержденной постановлением Минфина, Минстройархитектуры, Минэкономики от 30.04.2006 №99/16/165, стоимость строительно-монтажных работ, не выполненных, но включенных в состав оплаченных этапов (комплексов) работ относится в завышению стоимости строительных и ремонтных работ. Следовательно, выплата гражданам денежной компенсации за счет средств капитального ремонта за установленные за счет собственных средств оконные блоки противоречит действующему законодательству.

от 05/01/2016

logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 203-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос специалисту

Если Вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах "Вопросы и ответы" и "База знаний", Вы можете задать вопрос специалисту, для этого пройдите регистрацию или войдите в личный кабинет пользователя.

Сервис «Вопрос-Ответ» на Портале коммунальной грамотности населения предназначен для граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг. Специалисты Портала не имеют полномочий отвечать на вопросы предприятий системы ЖКХ и частных организаций, обслуживающих жилфонд (ТС, ЖСПК и др.). Разъяснения по новому законодательству в сфере ЖКХ, в том числе ответы на вопросы, возникающие у предприятий системы, публикуются в журнале «Живи Как Хозяин» с сентября 2016 года.