10Еще около десяти лет назад в Латвии было 540 полигонов, сегодня осталось лишь 10, но и это количество специалисты считают большим и в ближайшей перспективе планируют сократить это число еще в два раза. У экологов такое решение может вызвать исключительно положительную оценку, но как оно воспринимается меркантильными экономистами? Логистика, плечо перевозки, затраты топлива, амортизация транспорта — подобные вопросы сейчас волнуют и руководителей белорусских предприятий в свете предстоящей регионализации полигонов. На самом деле, ответы уже давно получены у наших прибалтийских соседей, которые на практике доказали, что везти отходы на расстояние до 120 км выгодно со всех точек зрения.

Сбор отходов в ЛатвииТри дороги к порядку

Экономика сферы обращения с отходами формируется из многих составляющих, среди которых не только современные мероприятия по автоматизации процесса, совершенствованию техники и оборудования, снижению производственных затрат и др.

Никто не отменял и старой доброй политики кнута и пряника, когда устанавливаются адекватные тарифы для потребителей, стимулируется ответственное отношение к сортировке ТКО и все выше становится налог на захоронение отходов.

Сбор отходов в Латвии

Но, пожалуй, главной формулой решения одной из наиболее важных экологических задач становится стремление к нулевому образованию отходов. В Беларуси это желание выражается в коротком романтическом лозунге «Цель 99», в Латвии предпочитают математически выверенную аксиому «Найди ценность в каждой вещи».

— Наша компания является крупнейшей по обороту группой экопредприятий на территории Балтии, — говорит председатель правления акционерного общества по управлению отходами Eco Baltia grupa Марис СИМАНОВИЧС. — С момента создания была сделана ставка на полный цикл переработки отходов, и эта тактика полностью себя оправдала. В 2001 г. дело начинали всего два человека, сейчас в штате 740 сотрудников. В 2018 г. оборот группы составил 65 млн евро, ежегодно в развитие новейших технологий инвестируется около четырех миллионов евро. К примеру, последними приобретениями стали линии по переработке шин и новые технологии обработки ПЭТ-бутылок.

фото 1

Стоит оговориться, что в Латвии сфера обращения с отходами не отдана на откуп частному бизнесу. Существует три варианта решения:

самоуправление создает подчиненное ему предприятие;

заключается публичное и частное партнерство с возможностью самоуправления инвестировать в новые решения;

услуга передается частным предприятиям.

Но в любом случае местные органы власти осуществляют контроль над ценами, и именно в их функции входит организация управления отходами, раздельный сбор и сортировка, принятие решений о размещении полигонов, вовлечение в процесс жителей и др.

фото2

Тет-а-тет с инновацией

Как показывает практика, именно разнообразие решений позволяет адаптировать общую стратегию для реализации в конкретных регионах и населенных пунктах. В этом и состоит преимущество схем обращения с отходами, разрабатываемых с учетом местных особенностей.

Город Сигулда расположен в 50 км от Риги, а его население составляет чуть больше 11 тыс. жителей. Когда в 2003 г. здесь закрылся полигон, муниципалитет стал перед проблемой: транспортировка отходов на большое расстояние и плата за захоронение стали бы непосильным бременем для местного бюджета, а подчиненное предприятие, в штате которого на тот момент числилось более 40 человек, при существующих тарифах просто не смогло бы обеспечить население качественной услугой и удержаться на плаву. Поэтому был заключен договор с компанией Eco Baltia grupa сроком на 30 лет. Длительность гарантированных договорных отношений в таких случаях особенно важна, поскольку позволяет пришедшему на рынок оператору вкладывать деньги в долгосрочные проекты и разрабатывать бизнес-план на перспективу.

Заглубленные контейнеры в Латвии

Оптимизацию схемы обращения с ТКО в Сигулде начали с замены контейнерного парка. Установили первые подземные емкости объемом от трех до шести метров кубических, что сразу же снизило транспортные расходы. А самым оригинальным инновационным решением стало внедрение платформы «умных» контейнеров с особой системой чипирования. Каждый житель города имеет ID-карту муниципалитета. Возле ряда жилых домов разместили «умные» контейнеры, и с помощью карточки их жильцы могут расплачиваться за услугу непосредственно в месте сбора отходов. Правда, платить нужно не за все. В емкости, предназначенные для сбора вторичных материальных ресурсов, отсортированное сырье выбрасывается бесплатно, а вот то, что остается, замеряется и оплачивается карточкой. И все это без участия сотрудников компании. «Умное» оборудование самостоятельно «общается» с потребителем.

Контейнерная площадка в Латвии

В числе мероприятий по развитию инфраструктуры сортировки можно назвать предоставление контейнеров для ВМР в частном секторе, внедрение сортировки биологических отходов, пилотный проект по сортировке текстильных материалов и др.

Благодаря автоматизации и инновационным решениям, Сигулду и окрестности обслуживает всего 18 сотрудников компании, а тарифы в этом маленьком городе ничуть не выше, чем в Риге.

Интеллект совершенной логистики

Лиепая — третий по величине город Латвии, и здесь, в отличие от Сигулды, пришлось разрабатывать схему с учетом объема образования отходов и разбросанности мелких населенных пунктов. Тем не менее без «умных» решений не обошлось и в этом случае.

На территории полигона в 2016 г. построен мусоросортировочный завод с внедрением наиболее современных технологий, где из общей массы отходов сейчас отбирается до 80% вторичного сырья, которое направляется на переработку (13%), производство RDF-топлива (25%), компостирование. На сортировочной линии работает всего четыре человека, которые отбирают только крупные вещи. Все остальное сортируется автоматикой.

Завод по переработке отходов в Латвии

Стоит отметить, что в Лиепае изначально процедура выбора предприятия по управлению отходами была делегирована региональному полигону, что позволило вовлечь в процесс все муниципалитеты, относящиеся к этому объекту. Одним из основных условий было требование разместить на каждые 500 жителей один контейнер. Это обязательство компанией Eco Baltia grupa перевыполнено в 2,5 раза, сейчас в городе один контейнер приходится на каждые 200 человек. Но главной идеей стало не тотальное оснащение обслуживаемой территории необходимым оборудованием, а внедрение автоматических систем логистики. В тестовом режиме несколько контейнеров оснащены чипами, измеряющими степень заполнения, а каждый мусоровоз оборудован компьютером, который «видит» всю информацию. Водителю достаточно запустить программу, и она задает оптимальный маршрут.

Завод по переработке отходов в Латвии

В автомобилях также установлены видеокамеры — спереди и сзади. Это позволяет полностью контролировать действия водителя, а в случае жалоб клиентов (например, на то, что забрали не все отходы) проверять их обоснованность. К слову, у клиентов есть возможность заказать все услуги и заключить договоры дистанционно, не выходя из дома.

Автоматизированные системы позволяют автоматически отслеживать и обрабатывать все данные на протяжении маршрута и при необходимости вносить корректировки.

Бальзаковский возраст ответственности

В совершенствовании логистики помогают не только специальные программы, но и технологии, которые, на первый взгляд, не имеют отношения к сфере обращения с ТКО. Марис СИМАНОВИЧС рассказывает, что, когда упали объемы сбора стекла, ситуацию анализировали с помощью Латвийского университета. Ученые выясняли, какая категория граждан является наиболее активными сортировщиками отходов. Ими оказались женщины около 40 лет. Далее результаты исследований были предоставлены мобильному оператору, который после анализа звонков определил точки на карте, где живет наибольшее количество таких ответственных женщин. В этих местах и были расставлены контейнеры. А всего в 2018 г. в Латвии расставлено тысяча новых контейнеров объемом 2,5 м3.

В погоне за новейшими достижениями прогресса ничуть не принижается значение человеческого фактора. Руководство компании поощряет в своих работниках такие качества, как целеустремленность, творческий подход, хозяйское отношение, способность увидеть и использовать возможности. Так, когда зарплата водителей стала зависеть от эффективности использования техники, расход топлива буквально за год сократился на 10%. Упомянутые выше системы контроля позволяют отслеживать скорость движения, количество остановок, интенсивность торможения и другие параметры, влияющие на экономичность автомобилей и ресурс их узлов.

Завод по переработке отходов в Латвии

Самым показательным примером творческого подхода стала предложенная одним из начальников смены идея по корректировке производства гранул из ПЭТ-бутылок, позволившая компании зарабатывать на 0,5 млн евро в год больше. Достаточно было на подготовительном этапе исключить обработку сырья в реакторе. Это несколько снизило качество сырья, но за счет снижения цены возросли объемы продаж. В то же время сократились затраты на производство. В результате идея окупилась с лихвой.

И еще об экономических стимулах: в Латвии плата за вывоз и обезвреживание отходов составляет от 14 до 19 евро за один метр кубический. Но даже эта существенная в сравнении с белорусскими тарифами цена кажется ничтожной на фоне налога на захоронение, который растет с каждым годом и достиг уже 43 евро за кубометр. Чистая экология и здоровье будущих поколений действительно стоит дорого, но средств жалеть на это нельзя.

Завод по переработке отходов в Латвии

Фото из архива акционерного общества по управлению отходами Eco Baltia grupa

logo mjkx logo footer 1 pravo

Государственное предприятие "Жилкомиздат", 2016

220004, Минск, ул. Кальварийская, 17-501, 502 

Размещение рекламы: +375 (17) 203-13-31

Email: gkhmag@mail.ru

Задать вопрос специалисту

Если Вы не нашли ответ на ваш вопрос в разделах "Вопросы и ответы" и "База знаний", Вы можете задать вопрос специалисту, для этого пройдите регистрацию или войдите в личный кабинет пользователя.

Сервис «Вопрос-Ответ» на Портале коммунальной грамотности населения предназначен для граждан – потребителей жилищно-коммунальных услуг. Специалисты Портала не имеют полномочий отвечать на вопросы предприятий системы ЖКХ и частных организаций, обслуживающих жилфонд (ТС, ЖСПК и др.). Разъяснения по новому законодательству в сфере ЖКХ, в том числе ответы на вопросы, возникающие у предприятий системы, публикуются в журнале «Живи Как Хозяин» с сентября 2016 года.